11.05.2023
Введение ограничения давления в системе водоснабжения столицы вызвало заметный общественный резонанс. При этом, объективно, проблема является актуальной не первый год. Обращения горожан по данному поводу - давно не новость для коммунальных служб города. Особенно ощутимо снизилось давление в водопроводной сети в марте этого года.
Острота проблемы подтвердилась и в ходе подготовки специалистами АО «Институт экономических исследований» Национального рейтинга качества жизни в городах Казахстана. Несмотря на безоговорочное лидерство столицы в рейтинге 2022 года, в том числе по фактору «Инфраструктура», опрошенные респонденты – жители столицы отметили отрицательное влияние точечной застройки жилых кварталов на качество водоснабжения и отставание развития инженерных сетей (водоснабжения и канализации) от темпов строительства.
Не случайно в ходе совещания по вопросам развития г.Астана (январь 2023 г.) Глава государства точечно указал на проблемы с водоснабжением столицы и резервными источниками воды. В апреле т.г. аким столицы, докладывая Президенту страны о социально-экономическом развитии города, акцентировал внимание на ходе строительства объектов систем жизнеобеспечения, в том числе, насосно-фильтровальной станции (НФС-3).
Причина, по которой вопрос с водоснабжением встал настолько остро, лежит на поверхности: быстрый рост населения и дефицит проектных мощностей по производству питьевой воды. При корректировке Генерального плана Астаны прогнозировалось, что численность мегаполиса к 2030 году достигнет 1,2 млн. человек, однако такая численность была достигнута уже в 2020 году.
Учитывая, что сегодня прогнозируется рост численности населения столицы к 2035 году до 2,5 млн. человек, острота проблемы, в случае непринятия эффективных мер, будет только нарастать. По экспертным данным, динамика роста водопотребления населения довольно ощутимая.
Данные о росте водопотребления в г.Астане
При этом, проблема безусловно шире и связана она с общим состоянием водных ресурсов страны. Казахстан в этом отношении ограничен и находится в зависимом положении в сравнении с соседними странами.
Всемирная Метеорологическая организация (ВМО) выделила 4 уровня стресса, связанного с дефицитом воды. К 4-му, самому высокому уровню, относятся территории, где используется более 40% имеющихся запасов воды, где интенсивность водопотребления превышает естественное восполнение -
информация по ссылке.
Так вот в Казахстане этот порог превышен в 5 из 8 водохозяйственных бассейнов, а в Шу-Таласском и Нура-Сарысуйском бассейнах на потребление используется весь речной сток.
Эксперты также отмечают неравномерное распределение пресной воды по территории, сезонную и многолетнюю нестабильность речного стока, формирование его значительной части за пределами государства, загрязнение водных источников и обоснованно рассматривают эти факторы как серьезный вызов национальной безопасности -
информация по ссылке.
Водный дефицит в отдельных речных бассейнах приводит к потерям в сельскохозяйственной и рыбной отраслях, высыханию и деградации водоемов.
Проблемными пунктами являются:
- неэффективное использование воды - потери по некоторым оценкам доходят до 40%;
- высокий износ инфраструктуры;
- слабый уровень автоматизации и цифровизации;
- низкая отдача от отраслевой науки и нехватка квалифицированных кадров.
Для столицы единственным источником питьевой воды является Астанинское (Вячеславское) водохранилище. Это искусственный водоем, построенный в 1968 году и по проекту рассчитанный на обеспечение города численностью населения до 500 тыс. человек, поэтому Президентом страны и было поручено решить вопрос увеличения водообеспечения.
Прогноз уровня водопотребления в г.Астана
По предварительным расчётам, в настоящее время население города Астана потребляет 59 197,2 тыс. куб. м воды в год, (из расчета 140 литров на человека в сутки (по норме)); прогнозная численность населения Астаны в 2025 году составит 1 480 тыс. человек; годовое потребление воды населением в 2025 году ориентировочно составит 75 628 тыс.куб.м воды в год. Таким образом, рост за 2022 – 2025 годы составит 16 431 тыс.куб.м воды (16,4 млн.куб.м).
Цифра, с учетом всех факторов, значительная, это также подтверждает актуальность строительства альтернативного источника водоснабжения. Как вариант решения проблемы специалисты предложили реконструкцию Нуринского месторождения подземных вод. В свое время был введен в эксплуатацию магистральный водовод. Сегодня из 27 скважин работают только 6, объект находится в аварийном состоянии, что приводит к значительным потерям воды. Это одна из проблем, требующих срочного решения.
Правительством уже реконструируется участок Нуринского группового водовода протяженностью 15 км от с.Егиндиколь до г.Степняк с завершением в июле 2024 года, и разрабатывается проектно-сметная документация реконструкции остальных участков с реализацией в 2024-2026 годы.
На очереди проекты строительства Бузулукского водохранилища, строительства сооружений для подпитки Астанинского водохранилища, строительства подпорного перегораживающего сооружения и водовода от него до площадки насосной станции ГКП «Астана Су Арнасы», а также переброски воды из канала им. К.Сатпаева в русло реки Есиль с расчисткой и дноуглублением русла.
Необходимо сказать и о проблемах самого канала им.Сатпаева, от состояния которого зависит водообеспечение столицы: степень износа насосных станций, электрооборудования водохранилищ и плотин с гидроузлами составляет, по заключению Счетного Комитета, от 85 до 100%, гидротехнические объекты эксплуатируются без декларации безопасности вразрез требованиям Водного кодекса РК. Все это - явная предпосылка возможной чрезвычайной ситуации, реальная угроза для городов и сел, расположенных вдоль канала.
Принимаемые меры будут намного эффективнее в случае реализации их в комплексе. Например, законодательная база отрасли давно требует совершенствования. Необходимо ускорить принятие нового Водного Кодекса, в проекте которого закреплены принципы водосбережения. В этом его существенное отличие от действующего Кодекса, ориентированного на хозяйственное использование водных ресурсов, и в котором вода рассматривается как средство достижения экономической выгоды.
Необходимо также оперативно утвердить и Концепцию по управлению водным ресурсами на 2023-2027 годы, ведь в ней заложены важнейшие мероприятия по реконструкции 3,5 тыс. км оросительных каналов, по строительству 25 новых и реконструкции 16 действующих водохранилищ.
Таким образом, мы видим, что проблема известна, и со стороны центральных и местных органов принимаются реальные хозяйственные меры оперативного, средне- и долгосрочного характера.
В то же время вопросы остаются. Например, не будет ли проблем с эксплуатацией Насосно-фильтровальной станции (НФС-3) после форсирования графика ее строительства и поспешного ввода, ведь неминуемо будут нарушены определенные нормативы и требования.
Ситуация, о которой предупреждал Глава государства, что в случае чрезвычайной ситуации или в маловодные сезоны город останется без воды, может вполне стать реальностью, ведь руководство ГКП «Астана Су Арнасы» сегодня признает, что существующие сооружения работают в форсированном режиме.
Все статьи