15.05.2023
Вопросы регионального неравенства в Казахстане имеют первостепенную важность, ввиду растущего разрыва между западом и востоком, севером и югом страны, между городскими центрами и пригородными районами.
Ранее уже были представлены различные аспекты методологии измерения регионального неравенства. В данном материале будет рассмотрен один из распространенных методов измерения региональных различий – индекс ловушки развития.
Индекс ловушки развития отражает уровень риска попадания в экономическую стагнацию и имеет следующие преимущества:
- индекс не обусловлен прошлыми показателями роста, что позволяет оценивать регионы с низкими показателями, приближающиеся к стагнации с разных траекторий. Это позволяет нам учесть неоднородность, характерную для регионов и их прошлых экономических траекторий развития;
- индекс не ограничивается определением ловушек развития только по ВРП на душу населения. Он включает в себя показатели производительности и занятости для более детализированного отражения формы ловушки;
- относительные отклонения (т.е. ускорения и замедления) представлены в индексе не только как отличия от прошлых показателей региона, но и от средних показателей по Казахстану. Такое определение отклонений делает индекс независимым от потрясений, которые являются общими для всех регионов. Они могут включать в себя изменения в национальной политике и специфические для страны эффекты. Таким образом, полученный индекс в максимальной степени отражает вариации, специфичные для конкретного региона;
- индекс не зависит от уровня доходов регионов, что позволяет рассмотреть все регионы как подверженные риску попадания в ловушку развития. Это согласуется с текущими исследованиями проблем регионального развития, которые подчеркивают экономическую стагнацию, характерную для относительно промышленно развитых регионов и городов второго уровня.
Полученный индекс ловушки развития представляет собой интуитивную и динамичную концептуализацию ловушки регионального развития и может дать важное представление об эволюции риска попадания в ловушку по годам.
Оценка неравенства по индексу ловушек развития рассчитывается через три переменные:
- ВРП на душу населения,
- производительность труда,
- уровень занятости.
В рамках исследования регионального неравенства в Казахстане, проведённого Азиатским банком развития в 2021-2022 гг., проведено измерение неравенства посредством индекса ловушек развития. Анализ проводился по данным с 1998 по 2020 годы.
При анализе выделено две категории регионов по риску попадания в ловушку развития: до 50% и выше 50%. Баллы рассчитывались для каждого региона в 2005, 2010, 2015, 2020 годах.
Согласно анализу, с 2005 г. по 2015 г. росло количество регионов, которые подвергались наиболее высокому уровню риска оказаться в ловушке.
В 2005 году около половины регионов были подвержены наивысшему риску экономической стагнации.
К 2010 году количество регионов в этой категории сократилось до 25% от общего числа регионов, что указывает на то, что в большем количестве регионов возобновился период экономического динамизма.
Однако к 2015 году доля регионов с самым высоким риском попадания в ловушку развития подскочила до 90% и выше. В 2020 году у 7 регионов низкий и средний уровень риска попадания в ловушку, что соответствует 42% от общего числа регионов, а у 10 регионов относительно высокий риск – более 50%, или 58% от общего числа регионов.
Удобство применения индекса ловушки развития заключается в том, что проводится статистическая оценка баллов риска по годам, а также определяется, какие регионы с большей вероятностью окажутся на высокой границе риска в среднем в течение определённого промежутка времени.
В разрезе регионов, если рассматривать среднее значение за период,
в 1998- 2020 гг. риск попадания в ловушку регионального развития наиболее вероятен:
- в Мангистауской, Атырауской, Западно-Казахстанской областях на западе,
- в Кызылординской и Туркестанской областях на юге,
- в Северо-Казахстанской и Павлодарской областях на севере,
- в городах республиканского значения Астане, Алматы, Шымкенте.
Важный вывод заключается в том, что уровень дохода не является единственным фактором, определяющим статус попадания в ловушку развития. Как регионы с относительно высоким, так и низким уровнем ВРП на душу населения имеют высокие показатели риска по индексу ловушки развития. Так, Мангистауская область, несмотря на то, что является регионом с высоким значением ВРП на душу населения, входит в группу регионов с высоким уровнем риска перехода в экономическую стагнацию или спада.
Даже в двух городах Алматы и Астане отмечается тенденция к замедлению роста за последние двадцать лет. Некоторые регионы с низкими показателями ВРП на душу населения также подвержены серьезному риску оказаться в ловушке. Например, Туркестанская и Кызылординская области имеют высокий уровень риска попасть в ловушку развития.
Выработка решений проблем регионального развития является не простой задачей. Сокращение пространственного неравенства требует согласованных, общегосударственных усилий, охватывающих широкий спектр областей политики. Простого решения проблемы регионального неравенства с помощью компенсационных и перераспределительных мер и трансфертов от «успешных» к «отстающим» вряд ли будет достаточно для создания более сбалансированной национальной экономической экосистемы.
Альтернативные варианты политических мер, которые одновременно учитывают соображения эффективности и справедливости, лучше всего подходят для борьбы с причинами отстающего развития территорий и в то же время позволяют максимально использовать потенциал каждой территории. Среди них политика, учитывающая особенности регионов, с большей вероятностью будет способствовать экономическому развитию каждой территории, создавая больше возможностей для местного населения.
Этот тип политики воздерживается от применения универсальных подходов к разработке стратегий регионального развития и может быть полезен для преодоления состояния «ловушки», в которую могут попасть регионы в результате ограниченной экономической динамики.
Все статьи