Три вызова для казахстанской нефти

31.05.2023

Высокие цены на нефть в прошлом году помогли немного сгладить потрясения от украинско-российского конфликта. Однако они же рождают новые вызовы, от решения которых будет зависеть экономическое будущее нашей страны.

Предпосылки вызовов. 
Нефти в бюджете больше, чем вы думаете, или кто же кормит казахстанцев? Благодаря популистическим разговорам в последние несколько лет бытует мнение, что все наши недра идут мимо граждан, обогащая только небольшую кучку людей и иностранные компания. На самом же деле по данным Минфина в прошлом году каждый третий тенге в бюджете был из Нацфонда, то есть получен прямо от нефти. Добавим сюда ещё 1 трлн. тенге, полученных от продажи нефти в бюджет в виде экспортной таможенной пошлины - это ещё около 6% бюджета. 


Остальные налоги «пришли» в казну от граждан и компаний, из которых топ-25 иностранных частных компаний из сферы добычи полезных ископаемых - они заплатили 36% от всех налоговых поступлений. Только Тенгизшевройл уплатил в 2021 году 1,7 трлн. тенге налогов, а все нефте- и газодобывающие компании принесли в бюджет чуть больше 4 трлн. тенге налогов и это данные позапрошлого года.

Таким образом, в бюджете Казахстана доля нефти составляет около от 55% до 65%. Эти данные подтверждает и Нацбанк — ненефтяной дефицит республиканского бюджета (дефицит бюджета без учета трансфертов из Национального фонда и вывозных таможенных пошлин на сырую нефть) в 2022 году составил 8,5 трлн. тенге, то есть половину бюджета или 8,5% к ВВП.

Вызов первый. 
Тотальная зависимость от нефти. К сожалению, Казахстан всё еще не справляется с основной задачей диверсификации экономики, а текущие процессы длятся слишком долго. Обрабатывающая промышленность и строительство растут, но всё еще очень далеки от обеспечения бюджета налогами, и в случае, если из доходов бюджета полностью выпадут нефтяные доходы — нашей экономике понадобится шоковая перестройка, а Национального фонда хватит лишь на 3-4 года поддержки бюджета без нефти. Сейчас в нём 55,8 млрд.долл.США, и взято из него меньше, чем было вложено впервые с 2014 года!

Минфин публикует совокупные поступления в Национальный фонд за 12 месяцев 2022 года на уровне 5,2 трлн. тенге, что на 21% больше чем в 2021 году. Рост был зафиксирован по ключевому источнику доходов – прямым налоговым поступлениям, которые выросли на 146% и составили 6,4 трлн. тенге. Наиболее активно росли притоки по НДПИ — на 350%, по дополнительным платежам недропользователей, работающих в режиме СРП — на 263%, по бонусам — на 247% и налогу на сверхприбыль — на 204%. Однако основной вклад в рост поступлений дал КПН — плюс 134%, который обеспечивает около 35% всех прямых налоговых поступлений в фонд. Доходы от рентного налога и выручка от доли правительства в разделе продукции выросли соответственно на 88 и 87%.

В этом году сделан первый шаг к стерилизации нефтяных доходов — введено фискальное или бюджетное правило. Нацбанк объясняет это так: «Бюджетное правило – это своего рода предохранительный алгоритм, направленный на то, чтобы защитить бюджет страны от колебаний цен на важные экспортные статьи доходов, такие как нефть и газ. Суть заключается в том, что ежегодно правительство при формировании бюджета на будущий год определяет цену отсечения, цену на нефть, используемую для определения размера гарантированного трансферта при формировании бюджета на следующий плановый период. 

Цена отсечения будет корректироваться при превышении прогнозного объема добычи выше 90,5 млн. тонн за отчетный год. Это является максимальным историческим уровнем добычи в Казахстане, достигнутым в предковидном 2019 году. Если на прогнозный год объем добычи будет превышать данное пороговое значение, то цена отсечения будет снижаться пропорционально превышению. Другими словами, бюджетное правило не позволит наращивать изъятия из Национального фонда, даже когда будет расти объем добычи. То есть гарантированный трансферт из Нацфонда будет рассчитываться как объем налоговых поступлений от организаций нефтяного сектора при цене отсечения с учетом прогнозного уровня добычи нефти на соответствующий год».

Однако у этого правила есть существенный недостаток — его главная проблема в привязке к объему добычи нефти в Казахстане, что делает правило бесполезным при недостижении данного объема. Естественно, что все рассчитывают на ввод проектов расширения ТШО и в будущем Кашагана, но риски экспорта через КТК остаются и, к сожалению, только растут вместе с понимаем того, как затягивается международный конфликт.

Вызов замещения нефтяных доходов и умения жить по средствам — один из основных вызовов десятилетия. Казахстану требуется переход к профицитному бюджету и ускоренные темпы диверсификации экономики, которые позволят заместить нефтяные доходы.

Вызов второй. 
Нефть снова по $100. По прогнозам Goldman Sachs, нефть в следующем году будет стоить $110, однако сохраняется неопределенность. JP Morgan теперь прогнозирует нефть на 2023 год по $90, что ниже предыдущего прогноза банка на уровне $98, исходя из того, что добыча в России полностью нормализуется до доконфликтного уровня к середине 2023 года.

Причина дорогой нефти — открывающийся Китай и закрывающаяся Россия. Поднебесная больше не намерена сдерживать свою экономику, и прогнозирует рост ВВП по итогам этого года на 5% - кстати, это весьма скромный показатель. Для растущей экономики энергоносители необходимый элемент. Китай будет увеличивать потребление нефти, что снова сделает её дорогой. С другой стороны весов - Россия, которая ищет всевозможные выходы для экспорта своей нефти в условиях эмбарго и потолка цен, введенных для прекращения конфликта. Всё это вполне вероятно приведет к тому, что к осени этого года-весне 2024 г. нефть снова будет штурмовать отметки в $100 за баррель. При этом в бюджет Казахстана заложена цена на нефть в $85 за баррель, что достаточно близко к реальности.

Однако не стоит забывать, что рынок нефти сейчас достаточно волатилен, на нём возможны достаточно сильные колебания в условиях, когда сталкиваются интересы США, цель которых сократить доходы России, но при этом не допустить роста цен на топливо на внутреннем рынке, и ОПЕК+ — цель которых получить больший доход от продажи своей нефти.

В этих условиях Казахстану надо решать сразу две проблемы: 
  • первая - это санкционная и риски остановки значительной части экспорта через территорию России или вследствие введения ещё более жёстких санкций против неё; либо же вследствие аварий или прямой диверсии; 
  • вторая - избежать голландскую болезнь — очень легко продолжать тратить много нефтяных денег, если баррель стоит около $100.

Вызов третий. 
Национализация. Основные нефтегазовые контракты на недропользования заключались уже достаточно давно и не на самых выгодных для Казахстана условиях. Эксперты прекрасно понимают, что тогда у нас не было особого выбора — добывать и продавать эту нефть сами мы не могли и не умели, однако в стране за это время выросло новое поколение. Сейчас поднимаются вопросы о национализации, изменении контрактов.

Но именно с таких призывов начались серьезные проблемы у Венесуэлы, которая национализировала нефтедобывающие компании и не смогла ими управлять достаточно эффективно. Стоит четко понимать, что за любые подобные действия последуют неминуемые санкции, а вопрос в том, умеем ли мы сами добывать нефть на таких проектах, а главное насколько эффективно — всё еще открыт.

Один из основных вызовов ближайших лет для нефтегазовой отрасли — понятная и прозрачная коммуникация о будущих контрактах, о том, что уже делается иностранными операторами для Казахстана, со стороны правительства - о том, что такое инвестиционных климат и почему нельзя проводить принудительные национализации или менять контакты в угоду полулистам в одностороннем порядке. А главное о том, что недра Казахстана уже и давно принадлежат народу, обеспечивая 60% бюджета!
 
Андрей Чеботарёв - независимый финансовый аналитик, автор телеграм-канала @FINANCEkaz



Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 31.05.2023





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!