09.06.2023
Рыбная отрасль страны имеет значительный потенциал. В свое время мы получили в наследство развитую даже по современным меркам систему, включавшую в себя бассейновые предприятия, рыбзаводы и комбинаты, научные институты и селекционные станции, рыбные порты, судоремонтные заводы, тарные и другие производства.
При этом Казахстан был одной из трех союзных республик, где было профильное рыбное министерство. Советский Союз перманентно лидировал по вылову рыбы и объемам пищевой рыбной продукции. Потребление рыбопродуктов на душу населения составляло более 20 кг в год, что было выше признанной медицинской нормы.
За годы независимости в силу различных обстоятельств многие положительные достижения в отрасли были утрачены. Уже к началу 2000-х годов место крупных рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий заняли мелкие артели, а показатели отрасли кратно упали. Общий объем вылова рыбы с 1990 по 2004 годы снизился с 80,9 тыс. тонн до 36,6 тыс. тонн.
Импортная рыбная продукция прочно вытеснила отечественную, потребление снизилось до 4 кг на человека в год (при рекомендации ВОЗ – 16 кг). По классификации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FАО) Казахстан находится в 4-ой, самой нижней группе стран по уровню потребления рыбы населением.
Казалось бы, отрасль не была обделена вниманием со стороны государства, были приняты ряд программных документов.
Так, Программа развития рыбного хозяйства на 2004-2006 гг. определила первоочередными задачами совершенствование нормативной правовой базы, создание эффективной системы государственного управления отраслью, формирование эффективной системы охраны и воспроизводства рыбных запасов, пополнение промысловых запасов ценных видов рыб и создание условий для развития озерно-товарных хозяйств, научное обеспечение рыбного хозяйства. При этом было заявлено, что в 2006 году объем добычи рыбы составит 51,7 тыс. тонн.
Затем была утверждена Концепция развития рыбного хозяйства на 2007-2015 гг., согласно которой ставилась задача довести объем вылова, выращивания и импорта рыбы до 272 тыс. тонн в год и достижение объемов искусственного выращивания до 10 тыс. тонн к 2015 году.
В рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы также предусматривались меры по развитию рыбной отрасли, при этом, на наш взгляд, рыбному хозяйству в этом объемном документе было уделено недостаточное внимание.
Принятой Программой развития рыбного хозяйства на 2021-2030 годы снова поставлены амбициозные задачи:
- увеличение объёмов выращивания рыбы с 7 до 270 тыс. тонн в год, или в почти в 39 раз;
- увеличение внутреннего потребления рыбной продукции с 67 до 134 тыс. тонн в год, или в 2 раза;
- увеличение экспорта рыбной продукции с 30 до 181 тыс. тонн в год (в 6 раз).
Возможно задачи выглядят реальными с учетом роста показателей отрасли в последние годы. По данным вновь созданного в 2021 году Комитета рыбного хозяйства, емкость рынка рыбной продукции в Казахстане за последние 5 лет увеличилась в 1,5 раза: в 2017 году было реализовано 58,3 тыс. тонн рыбной продукции, а в 2022 году – уже 83,8 тыс. тонн.
В естественных водоёмах ежегодно вылавливается порядка 40-45 тыс. тонн рыбы, и этот показатель ежегодно растет. В свою очередь, рыбоводные предприятия в прошлом году вырастили порядка 15 тыс. тонн товарной рыбы, что в 5,5 раза выше уровня 2017 года. В 2021 году в стране было 300 рыбоводных хозяйств, а в последующем 2022 году их количество увеличилось уже до 380.
Цифры достаточно оптимистичные. Но нельзя забывать, что статистика порой бывает лукавой. Что касается предусмотренных программой немалых, казалось бы, средств в размере 541,3 млрд. тенге, необходимо иметь в виду, что 340,5 млрд. тенге из них должны составить частные инвестиции. Безусловно, все предусмотренные в новой программе меры актуальны и, при условии синхронных действий причастных к ее реализации структур, их эффективная реализация приведет к кардинальному изменению ситуации в отрасли.
Однако, с учетом не вполне удачного опыта реализации прошлых программ, сомнения и вопросы со стороны экспертов представляются небеспочвенными. В частности, специалисты указывают на то, что акцент на развитие искусственного (фермерского) выращивания рыбы автоматически ведет к снижению внимания в адрес сектора рыболовства и развития переработки. К тому же, спрос в мировом масштабе растет именно на рыбу, выращенную в естественных условиях, поэтому, в частности, сохранение рыб в весенний и летний периоды, противозаморные меры в зимние месяцы остаются актуальными.
Недозагрузка перерабатывающих предприятий из-за нехватки сырья - тоже проблема, оставшаяся вне пределов пристального внимания программы. Из экспортированного объема (23,8 тыс. тонн рыбы) 21,5 тыс. тонн является неразделанной (живая, мороженая, охлажденная продукция). И эксперты справедливо ставят вопрос о сокращении объемов экспорта сырья в пользу увеличения экспорта готовой продукции, что решит вопрос загрузки перерабатывающих предприятий.
Проблема браконьерства также требует более пристального внимания, поскольку наряду с экономическими причинами (по экспертным оценкам, незаконный вылов рыбы оценивается в 170-200 тыс. тонн) затягивание с ее решением всегда имеет негативный резонанс среди населения. Для полного оснащения региональных рыбных инспекций в ближайшие три года необходимо дополнительное выделение 3 млрд. тенге.
В целом, надо отметить остаточный принцип в отношении рыбного хозяйства (и не только в вопросах субсидирования), как в целом в стране, так и в регионах. Так, в истекшем году депутаты отмечали факты неполучения рыбоводными хозяйствами положенных им субсидий в ряде областей (Акмолинской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Туркестанской областях).
Такие факты не добавляют оптимизма потенциальным инвесторам и не способствуют привлечению внебюджетных средств в развитие отрасли.
Проблемами являются неприоритетность рыбного хозяйства при распределении лимитов водопользования, импортозависимость по рыбным кормам и рыбопосадочному материалу, слабое научное сопровождение и недостаток квалифицированных кадров.
Неурегулированность правоотношений в области аквакультуры могло бы решить принятие Закона об аквакультуре, тем более, что его проект уже разработан.
Снижению объема теневого оборота в отрасли поспособствовало бы внедрение информационной системы мониторинга рыбной продукции, и здесь, судя по всему, по каким-то причинам процесс затягивается.
Таким образом, даже краткий обзор текущей ситуации в отрасли показывает, что действующей программой охвачены далеко не все проблемы рыбного хозяйства. Не исключено, что в ходе реализации действующей программы понадобится корректировка ее отдельных положений с необходимостью дополнительного бюджетного финансирования.
Габит Матаев, ведущий научный сотрудник центра региональных исследований
Все статьи