03.07.2023
Раннее развитие детей является самым важным этапом в жизни ребенка, так как позволяет реализовать каждому ребенку свое право на благополучную жизнь. Вопросы развития детства являются приоритетом государственной политики во всех странах мира.
Для Казахстана вопросы детства являются наиболее актуальными, так как численность детей составляет 33,9% населения (в 2022 году). В свою очередь, обеспечение должного развития детей экономически эффективно и для государства: каждый вложенный доллар в развитие детей может принести прибыль экономике в размере 13 долларов в будущем.
Начальным этапом развития детей является дошкольное образование. Именно в этот период ребенок приобретает важнейшие качества с точки зрения физического и интеллектуального развития. Также в этот период развиваются интеллектуальные способности, психика, память и самооценка. Поэтому крайне важно обеспечить благоприятную среду для детей, чтобы заложить основу для будущего роста, обучения и зрелости.
На сегодняшний день в стране функционирует 10 871 дошкольных организаций. На протяжении последнего десятилетия наблюдается обратное соотношение дошкольных организаций в государственной и частной собственности. С 2016 года до 2021 года наблюдается планомерное снижение дошкольных организаций в государственной собственности на 16,3% с 7 074 до 5 898. Во многом это было связано привлечением бизнеса в сферу образования, активному развитию ГЧП, совершенствованию законодательства в данной области.
Однако если смотреть валовый охват дошкольным образованием детей от 0 до 6 лет (отношение численности детей, независимо от возраста в дошкольных организациях и предшкольных классах школ, к общей численности населения в возрасте 0-6 лет.), то по итогам 2021 года он составляет 52,8%. Другими словами, остальная часть детского населения в возрасте от 0 до 6 лет не посещают дошкольные организации.
В региональном разрезе наибольший охват детей дошкольной подготовкой наблюдается в Акмолинской (68,2%) и Актюбинской (64,4%) областях. Наименьший охват детей наблюдается в Мангистауской (46,7%), Атырауской (46%) областях и г. Астана со значением 38,5%, что ниже республиканского значения 52,8%.
Низкий охват дошкольным образованием детей в возрасте от 0-6 лет можно объяснить тем, что, во-первых, согласно Закону «Об образовании» дошкольное воспитание детей до приема в 1 класс может осуществляться также в семье, обязательна только предшкольная подготовка 5-6-летних детей. Во-вторых, это может быть связано с тем, что родители в малообеспеченных семьях не могут оплатить сопутствующие расходы, такие как плата за питание и проезд. Поэтому значительное количество детей не могут быть зачислены в дошкольные учреждения и их нет в списках очереди.
В обеспечении охвата детей в стране реализуется национальный проект «Качественное образование «Образованная нация», в рамках которого предусмотрены показатели охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением от 2 до 6 лет и от 3 до 6 лет до уровня 95% и 100% соответственно.
Но, несмотря на системную работу в данном направлении, в стране сохраняется потребность в местах в дошкольных организациях образования. Так, в 2021 году в очереди на получение места в дошкольных учреждениях стояло 283 637 детей, что составляет 11% детей возраста от 1 до 6 лет из 47% не охваченных дошкольным образованием детей. Кроме того, анализ рождаемости в Казахстане за последние 21 год показывает, что с 2000 года по 2021 год наблюдается планомерный рост рождаемости, что усугубит ситуацию по нехватке мест в дошкольных организациях.
В Казахстане государство создает детям с особыми образовательными потребностями условия для их самосовершенствования, продолжения обучения в течение всей жизни на всех уровнях образования, свободного развития их способностей, включая предоставление права выбора формы получения образования в пределах, предоставленных системой образования, с учетом их индивидуальных особенностей развития.
В 2021 году президентом страны были внесены поправки в некоторые законодательные акты, касающиеся инклюзивного образования. Теперь образовательные организации, обучающие детей с особыми потребностями, должны адаптировать образовательные программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития и потенциальными возможностями обучающихся и воспитанников.
На сегодня доля организаций образования, создавших условия для их воспитания и обучения, составляет 100% . При этом наблюдается дефицит квалифицированных специалистов-дефектологов, логопедов, сурдопедагогов и психологов. Дефицит специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивной среде составляет 64%.
Для успешного достижения результатов важно создавать специальные условия развивающей среды с учетом методических разработок, методов работы, адаптированных для инклюзивного учреждения.
Доля воспитателей, имеющих техническое и профессиональное и высшее образование по специальности дошкольного воспитания, составляет 65,5%. Если рассматривать по квалификационным категориям, то доля педагогических работников без категории составляет 51,3%, то есть половина педагогических работников не имеют квалификационной категории, что сказывается на качестве предоставления образовательных услуг в дошкольном образовании.
В 2019 году принятый Закон «О статусе педагогов» позволил реализовать комплекс мер, направленный на создание благоприятных условий для педагогов. Однако, воспитатели детских садов остаются одной из самой низкооплачиваемых категорий по всем уровням образования.
Одним из факторов развития дошкольного образования является финансированиe. Финансирование в сфере дошкольного образования регламентируется Методикой подушевого финансирования. До 2017 года применялось сметное финансирование организаций дошкольного воспитания и обучения. Система подушевого нормативного финансирования основана на принципе «деньги следуют за учащимися» и призвана обеспечить оптимальное использование государственного бюджета за счет создания условий, при которых потребности учащихся в качественном образовании будут играть решающую роль в распределении средств.
В рамках проекта на развитие дошкольного образования предусмотрено на период 2021-2025 года 82600 млн. тенге. Наблюдается ежегодное увеличение финансирования сферы дошкольного образования. В 2021 году расходы на дошкольное образование увеличились на 16,9% по сравнению с предыдущим годом и составил 337,08 млн. тенге.
Несмотря на увеличение финансирования в дошкольное образование оно отстает от уровня развитых стран. Так, на 2021 год финансирование дошкольного образования составило 0,5% от ВВП. Уровень, рекомендуемый ОЭСР и ЮНИСЕФ, составляет не менее 1-2% от ВВП.
Для дальнейшего развития дошкольного образования в стране принято ряд системных документов. Например, в 2021 утверждена Модель развития дошкольного воспитания и обучения, предусматривающая создание необходимых условий для повышения качества дошкольного образования, повышение заработной платы педагогов предусмотрено в Послании Главы государства народу Казахстана. Кроме того, в текущем году принята Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы, предполагающая расширение доступа к дошкольному воспитанию и обучению.
Однако, для решения системных вопросов в сфере дошкольного образования, в условиях высокой рождаемости в стране, что приведет к дефициту мест в дошкольных организациях, как правило, это крупные города (например, города Астана, Алматы), необходимо осуществлять прогноз объемов финансирования на детей и формировать базу по расходам, направленных на детей, в том числе в дошкольном образовании. Необходимо отметить, что финансированием в рамках Методики подушевого финансирования охвачены только дети, посещаемые дошкольные организации.
В ряде исследований приведена важность достаточного объема финансирования в образование. Дж. Гэлбрейт отмечал: «Доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений, темпы его прироста зависят от возраста, от темпов морального обесценивания знаний и опыта».
Все статьи