27.07.2023
Согласно Докладу о мировом развитии – 2023 Всемирного Банка, сегодня за пределами стран своего гражданства проживают около 184 млн. человек, что составляет 2,3% от всего населения земного шара. При этом половина из них - выходцы из стран с низким средним уровнем дохода.
Причины миграции населения лежат на поверхности, это различия в уровне благосостояния и реакция людей на социальные конфликты и потрясения. Эти дисбалансы усугубляются и климатическими изменениями, к 2050 году более 216 млн. человек в шести регионах мира могут переселиться в другие районы своих стран.
Прибытие мигрантов из менее развитых стран вызывает напряжение у населения стран с более высокими доходами и уровнем жизни. Для местных жителей иммигранты - источник роста безработицы, преступности и снижения уровня социального обеспечения. Понятно, что регулирование потоков международной миграции, в том числе путем снижения барьеров для нее, направлено на снижение неравенства и сокращение бедности в мире. Но это рассуждения глобального масштаба, а общественный порядок и благополучие жителей отдельного города это конкретная проблема и касается она конкретных людей. И для них не актуальны аргументы о выгодах миграции в долгосрочной перспективе, их насущные вопросы правительства принимающих стран должны решать «здесь и сейчас».
Что касается мигрантов - высококвалифицированных специалистов, то большинство их переезжают в США, Великобританию, Канаду и Австралию, это около 70% от общего их числа в мире, причем в эти страны уезжают немало граждан таких стран, как Франция и Германия. Притягательным фактором для них выступает в немалой степени и концентрация в этих странах высококвалифицированных профессионалов, что, в свою очередь, является фактором повышения производительности труда. Квалифицированные мигранты закрывают дефицит специалистов на рынке труда, относительно свободно адаптируются в новой для себя стране и не создают проблем для местной власти и населения.
Судя по всему, в ближайшие десятилетия миграция станет неизбежным явлением для стран с различным уровнем развития. Оптимальное использование миграционного фактора может способствовать решению ряда социально-экономических проблем, как в странах происхождения, так и странах назначения миграции.
Специалисты Всемирного Банка рекомендуют подход, базирующийся на так называемой «матрице соответствия и мотивов», которая, в свою очередь, основана на двух параметрах:
- 1) в какой степени навыки и качественные характеристики мигрантов из стран происхождения удовлетворяют требованиям и потребностям стран назначения;
- 2) мотивы и стимулы перемещений людей.
Такой подход актуален и для Казахстана, он бы позволил классифицировать виды миграции и, соответственно, корректировать для них меры государственной политики.
Согласно данным Бюро национальной статистики РК, начиная с 2012 года, сальдо миграции в республике стабильно отрицательное. При этом, за исключением 2020 года (период пандемии) и 2022 года (в связи с объявленной мобилизацией в России), этот показатель не улучшается, тренд на увеличение числа выехавших и снижение количества получивших гражданство довольно устойчив.
Интересная статистика и в разрезе стран, куда чаще всего уезжали казахстанцы в течение двадцати лет. Наибольшее число наших соотечественников больше всего уехало жить в Россию и Германию. Отдельной группой можно выделить Беларусь, Украину и Узбекистан.
Для стран происхождения миграции, откуда уезжают квалифицированные специалисты, все более актуализируется так называемая проблема «утечки мозгов». Конечно, конкурировать с более развитыми странами и предложить для высококомпетентных специалистов лучшие условия сложно. Тем не менее, задача повышения привлекательности страны для проживания и работы не снимается с повестки дня. В ином случае эмиграция высококвалифицированных специалистов будет продолжаться.
Из Казахстана, по некоторым оценкам, за последние пять лет уехало около 300 тысяч человек, каждый третий из них - с высшим образованием. Цифра внушительная и потеря для страны очень серьезная, даже с учетом относительно невысокого в целом уровня казахстанского образования. В течение 2011-2022 гг. число въехавших в страну лиц с высшим образованием сократилось более чем вдвое. Не секрет, что сегодня многие из числа молодежи имеют намерение выехать за рубеж, как для учебы, так и для работы.
Также не новость и то, что взамен уехавших прибывают менее квалифицированные работники, со всеми сопутствующими этому обстоятельствами, включая нелегальный характер прибытия в страну, пребывания в ней и прочих социальных проблем.
Согласно данным Министерства труда и социальной защиты населения, только легально работающих иностранных граждан в Казахстане на 1 июня т.г. зарегистрировано более 14,2 тыс. человек.
Для Казахстана, как страны, являющейся и донором, и поставщиком международной миграции, важно воспользоваться преимуществами глобального рынка высококвалифицированных работников и рекомендаций в этой сфере. В частности, назрела необходимость более активных и эффективных мер по стимуляции возвратной миграции, для этой работы у нашей страны есть реальные возможности. Кроме этого, с учетом расширяющегося представительства наших соотечественников за рубежом, необходимо использовать возможности наших диаспор, особенно в развитых странах дальнего зарубежья. Речь не о денежных переводах, хотя это тоже одна из форм пополнения государственного бюджета, в частности для ряда стран Центральной Азии, а содействие привлечению инвестиций, инноваций и технологий из стран пребывания. То есть, уехавшие мигранты могут выступать активным неформальным живым каналом притока на свою родину капитала, знаний, культуры бизнеса. Все это явилось бы своеобразной компенсацией за проблему «утечки мозгов» из нашей страны.
В перспективе, в случае улучшения ситуации в казахстанской экономике, создания стимулирующих условий для возвращения эмигрантов либо для проживания их на две страны (например, налоговое стимулирование), они могли бы принести немало пользы для экономики республики.
Ряд необходимых и эффективных мер заложены в Плане действий по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2023-2027 годы, при этом обращает на себя внимание, что срок реализации немалой части из них (3-ий квартал 2023 год) уже наступил.
Матаев Габит, ведущий научный сотрудник
Все статьи