Политика ревитализации старопромышленных регионов в различных странах

09.08.2023

Особый интерес сегодня у научного и экспертного сообществ среди экономических политик стран вызывает проблематика ревитализации старопромышленных регионов (далее – СПР).
 
Согласно многим исследованиям,  СПР - особые территории с высоким уровнем зависимости от одной или нескольких профильных отраслей промышленности, негибкой институциональной структурой и продукцией, постепенно вытесняемой с рынка более инновационными товарами. Большинство ученых дальнего зарубежья оперирует таким термином как «old industrial area».

Особенностью СПР является их привязка к какому-либо конкретному историческому периоду и определённой фазе развития: зарождение – расцвет – стагнация – кризис – возрождение. Это и отличает СПР от других промышленных территориальных образований, находящихся в настоящее время в состоянии депрессии вследствие экономической ситуации на внешнем и внутреннем рынках, как традиционно-индустриальные регионы,  моногорода,  депрессивные регионы, некоторые городские агломерации.
 
СПР бывают классического и догоняющего типа. Классические СПР распространены в Западной и Центральной Европе и США. Для развивающихся стран Азии и Латинской Америки характерны СПР догоняющего типа ввиду того, что их индустрии формировались гораздо позже чем в классических и на основе вторичного использования уже разработанных ранее технологий.

Наряду с общими подходами, у каждой из групп стран свой набор инструментов по возрождению экономики СПР. 

Опыт западноевропейских стран по ревитализации СПР. 

Наиболее известны среди них Манчестер и Глазго (Великобритания), Рур (Германия), Лилль (Франция), Бильбао (Испания) и др.

На I этапе власти и бизнес направили усилия на сохранение базовых отраслей промышленности. С этой целью в регионах велась модернизация транспортной и городской инфраструктуры и проводилась реструктуризация промышленных предприятий. Наблюдался рост числа слияний и поглощений в рамках крупнейших промышленных предприятий региона с целью повышения устойчивости бизнеса. Существенный вклад в поддержку региональной экономики внесла политика привлечения иностранных инвесторов. Так, в 1960-х гг. в Руре новые заводы открыли Nokia и Opel, создав около 25 тыс. рабочих мест. Однако усилия властей не решили внутренних проблем СПР и не дали желаемого результата.
 
II этап заключался в самостоятельном поиске регионами новых стратегий дальнейшего роста. Выделяются два основных сценария ревитализации: 
  • Реиндустриализация - возрождение промышленности на новой технологической основе. В рамках данного сценария в СПР проводилась политика модернизации существующих отраслей и создания новых производств в промышленности за счёт повышения качества человеческого капитала, внедрения инноваций, создания технологических парков. Данный путь развития позволял регионам максимально задействовать имеющийся производственный потенциал и сохранить промышленность как ключевой локомотив роста. Например, развитие станкостроения, инжиниринговых услуг, экологических технологий предприятиями базовых отраслей промышленности (земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия);
  • Реструктуризация экономики СПР и смещение акцента в сторону сферы услуг. Выбор новой специализации регионов варьировался от туризма и креативных индустрий до научных разработок в сфере информационных технологий или здравоохранения.
 
Что удалось:
  • Налаживание активного взаимодействия между бизнесом и местными властями по поддержке последними развития альтернативных секторов экономики;
  • Смена сферы специализации способствовала снижению зависимости от промышленных производств, улучшению имиджа регионов и созданию новых конкурентных преимуществ. Например, Guggenheim музей в Бильбао в течение трех лет за счет туристов принес около 100 млн. евро налоговых поступлений в местный бюджет. В 2017 г. музыкальная индустрия Манчестера принесла городу 169 млн. фунтов стерлингов.

Опыт ревитализации СПР стран Центральной и Восточной Европы отличается от западноевропейской модели по ряду аспектов. Во-первых, хотя промышленные регионы Чехии и Польши развивались практически параллельно с западноевропейскими СПР и также представляют собой СПР классического типа, значение и концентрация промышленности в них усилились в период существования плановой экономики. Во-вторых, кризис и процесс ревитализации в СПР Польши и Чехии начались на 20-30 лет позже, чем в бывших индустриальных центрах стран Западной Европы. Наиболее известные СПР в Польше – Верхняя Силезия с центром в г. Катовице и городская агломерация г. Лодзь, СПР в Чехии - Моравско-Силезский край с административным центром в г. Острава и район Мост.

На I этапе (1989-1993 гг.) проведены рыночные реформы: отказ от централизованного управления промышленностью, сокращение доли государства в экономике, государственных дотаций промышленным предприятиям, приватизация промышленных предприятий, либерализация цен, стимулирование развития малых и средних предприятий.

II этап (1993-2002 гг.) - реструктуризация базовых отраслей промышленности СПР проходила посредством реализации  программных документов, объединения промышленных предприятий, сокращение производственных мощностей базовых отраслей промышленности, сокращение работников базовых отраслей промышленности, переобучение работников промышленности. Однако,  несмотря на усилия властей по реструктуризации угольной промышленности Верхней Силезии, сохранить базовую отрасль как локомотив экономического роста Польше не удалось. Объемы добычи угля в Польше сократились со 177,4 млн. т в 1989 г. до 75 млн. т в 2015 г.128, из них около 90 % добывается в Верхней Силезии. Число работников, занятых в отрасли, сократилось с 416 тыс. чел. в 1989 г. до 110 тыс. чел. в 2014 г. и 76 тыс. чел. в 2016 г. По прогнозам европейских исследователей, к 2050 г. угольная промышленность в регионе исчезнет. Попытки властей Польши реанимировать традиционные сектора специализации региона на первых этапах его ревитализации вместо поддержки новых отраслей промышленности были ошибочными и принесли существенные затраты.

III этап (2002 г. – наст. врем.) Повышение инвестиционной привлекательности и диверсификация экономики СПР.
Создание культурных объектов на базе бывших промышленных площадок,  организация туристических событий, привлечение иностранных инвесторов, участие в интеграционных объединениях, развитие новых отраслей промышленности, возмещение прошлого экологического ущерба в районах концентрации промышленности, государственная поддержка сокращения производства базовых отраслей промышленности.
В целом опыт возрождения Верхней Силезии Польши  один из наиболее успешных примеров ревитализации СПР в мировой практике.
 
Что удалось:
  • добиться двукратного роста производительности труда в Верхней Силезии;
  • сохранить высокую роль промышленности в экономике региона и максимально использовать его промышленный потенциал;
  • новыми драйверами роста региона фактически стали автомобилестроение и химическая промышленность, куда перешла существенная часть рабочей силы, ранее трудоустроенная в угольной промышленности и металлургии; 
  • активная социальная поддержка населения (безработица в Верхней Силезии снизилась почти вдвое и к 2018 г. и составила 4,3 %).

Опыт ревитализации СПР США. К старопромышленным регионам США относят территории, известные как «ржавый пояс», включая, например, городские агломерации Детройта (Мичиган), Питтсбурга (Пенсильвания), Чикаго (Иллинойс), Кливленда (Огайо) и др.
 
I этап 1970-1990 гг. -  поддержка конкурентоспособности отраслей. На данном этапе были использованы такие инструменты политики, как  повышение значимости бренда промышленной продукции базовых отраслей, ограничения на расход топлива, ценовые ограничения на импортные товары, квотирование (в 1984 г. США установили квоту для импортной стали в размере 18,5 % от внутреннего американского рынка), введение экологических стандартов и требований к уровню безопасности.

За счёт ужесточения экологических, ценовых и других требований на внутреннем рынке правительство стимулировало предприятия внедрять новые технологии. Эти шаги смягчили последствия кризиса для американских корпораций, но заметного положительного эффекта не дали. Однако, многие предприятия вместо модернизации производства предпочли повышать свою конкурентоспособность за счёт переноса производственных мощностей в Мексику или в азиатские страны. Среди таких компаний – GM и Ford, являвшиеся основными работодателями в Детройте.

II этап (1990-2010 гг.) характеризовался реализацией  таких муниципальных инициатив, посредством: 
  • Разработки программ развития. Так, в 1994 г. в Питтсбурге была разработана Программа восстановления региональной экономики. Подобные программы дали импульс строительству туристических объектов; 
  • Сокращения расходов бюджетов;  
  • Увеличения налоговой нагрузки; 
  • Поддержка инициатив в сфере образования в 2000-2010-х гг.  Университет Карнеги-Меллон в Питтсбурге совместно с IBM создал и запустил виртуальную вычислительную среду Andrew's project, ставшую основой электронно-вычислительной инфраструктуры университета и позволившую реализовывать образовательные программы в сфере информационных технологий;
  • Поощрения индустриального сельского хозяйства (urban gardening) как метода улучшения внешнего позиционирования региона. В 2006 г. в Чикаго был открыт молодежный центр Gary Comer Youth Center, состоящий из сети фермерских участков и садов;
  • Проведение имиджевых мероприятий.  В 2009 г. в Питтсбурге состоялся Саммит G 20.

III этап (2010-е гг. – наст. время)  - акцент на возрождение обрабатывающих производств в США. Основные инструменты:
  • Привлечение инвестиций в инфраструктуру этих городов. В 2015 г. Чикаго принял План устойчивого развития, предусматривающий инвестиции в размере 8 млрд. долл. в городскую инфраструктуру.
  • Повышение имиджа  рабочих профессий.
  • Внешнее антикризисное управление. 
  • Введение экологических нормативов и ограничений. В 2014 г. принята программа «Чистая энергия», ориентированная на сокращение выбросов и ужесточение правил утечки метана. Однако, в 2017 г был взят курс на сокращение экологических ограничений, США заявили о намерении выйти из Парижского соглашения.
  • Расширение взаимосвязи университетов и бизнеса. В 2015 г. принят «Акт о производственных университетах» (Manufacturing Universities Act of 2015), в рамках которого выделено 25 университетов США, которые получают по 5 млн.  долл. ежегодно до 2019 г. для осуществления совместных проектов с фирмами обрабатывающей промышленности. 
  • Реконструкция пустующих производственных площадок (парк развлечений Michigan Outdoor Adventure Center, комплекс жилых и офисных помещений).
  • Торговый Протекционизм.  С 23 марта 2018 г. США ввели ввозные пошлины на сталь (23%) и алюминий (10%), а с 1 июня 2018 г. распространили их действие на продукцию, изготовленную в ЕС, Канаде и Мексике.

Что удалось:
  • Акцент политики на приоритетное решение экономических вопросов способствовал укреплению конкурентоспособности национальной промышленности в целом. По данным Всемирного банка, за 1994-2017 гг. объём производства обрабатывающей промышленности США вырос почти в два раза с 1,4 до 2,2 трлн. долл.
  • Высокая инициативность местных властей и бизнеса, разработка собственных программ развития. Одним из основных направлений стало создание точек роста за счёт расширения использования технологий и освоения новых квалификаций. 
  • Успешная интеграция образования и производства.
  • Создание производственных кластеров на базе университетов.
  • Создание рабочих мест в новых отраслях. По данным на 2016 г., медицинская корпорация UPMC Health System в Питтсбурге является крупнейшим работодателем города, предоставляя рабочие места 62 тыс. горожан. В топ-10 работодателей стали входить два ВУЗа и телекоммуникационная компания Verison Communications.
  • Модернизация городской инфраструктуры.  В 1992 г. в Питтсбурге открыт новый международный аэропорт. К 2016 г. пассажирооборот в аэропорту Питтсбурга достиг 8,3 млн. человек.
  • Создание новых ниш. С 2010-х гг. на базе сталелитейных мощностей началось развитие производства специальных металлов и сплавов для нужд оборонной и аэрокосмической промышленности. Более 300 отдельных компаний стали специализироваться на поставках металлообрабатывающего оборудования и запасных частей, а также инжиниринговых услугах.
  
Однако, обладая гораздо меньшим объёмом доступных ресурсов, муниципальные власти не могли самостоятельно реализовать комплекс мероприятий, это подтверждает противоречивый опыт Детройта и Питтсбурга. В 2013 г. город стал крупнейшим муниципальным банкротом за всю историю США с общей задолженностью 18,5 млрд. долл. Питтсбург, напротив, считается одним из успешных примеров ревитализации экономики. Столкнувшись со схожим набором вызовов, регион смог добиться объединения усилий разных участников в достижении общей цели.
 
Кроме того, американская практика ревитализации оставляет без внимания проблемы социального развития. В результате попыток предприятий адаптироваться к новым условиям тысячи рабочих лишаются заработка. Даже в относительно успешном Питтсбурге сохраняются социальные дисбалансы: за чертой бедности находилось около 22,9% населения (по данным 2016 г.), отток трудоспособных кадров и, как следствие, старение населения региона.

Жакупова Шахарбану Шормановна 
Главный научный сотрудник Общества, д.э.н., профессор




Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 09.08.2023





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!