Потенциальный ВВП И Разрыв Выпуска: почему это так важно для Казахстана?

27.08.2023

Экономическая теория. 

Romer D. (1996) в рамках неоклассического подхода, определил потенциальный выпуск как уровень ВВП, при котором в экономику включаются все факторы производства с реально сложившимся уровнем использования производственных мощностей. При этом, разрыв выпуска он характеризует как отклонения от потенциального объема производства (совокупного предложения) под влиянием изменений совокупного спроса.

Полученный разрыв служит показателем степени инфляционного давления в экономике:
  • Если фактический ВВП превышает потенциальный, разрыв ВВП выражается положительной величиной и инфляция имеет тенденцию к росту. 
  • Если фактический ВВП опускается ниже потенциального, разрыв ВВП выражается отрицательной величиной и возникает понижательное давление на инфляцию.
 
Таким образом, разрыв ВВП связывает реальную сторону экономики – производство товаров и услуг – с инфляцией.

Ситуация в Казахстане. Исходя из этого, в краткосрочном периоде очень важно понимать: не перегревает ли государство экономику, чрезмерно поддерживая экономический рост путем бюджетных вливаний в экономику?
 
Именно в этой спорной точке пересекаются   позиции Национального Банка и правительства Казахстана. Так НБ регулярно упоминает, что не всегда меры монетарной политики могут снизить инфляцию в условиях «проинфляционного влияния внутренних факторов, связанных с продолжающимся фискальным стимулированием».

Безусловно, в текущем моменте макроэкономическая ситуация в Казахстане стабильная. Это подтверждают и, достаточно строгие и независимые оценки S&P.

Справочно. 
По оценкам S&P (июнь 2023г.), ежегодный рост реального ВВП Казахстана будет составлять чуть менее 4% в течение 2023-2025-го, страна имеет сильные бюджетные и внешнеэкономические показатели. чистый долг правительства составит примерно 0,5% ВВП в 2023–2026 годах, при этом государственные ликвидные активы составляют в среднем около 26% ВВП . 

Тем не менее, широкое использование средств Национального фонда (далее – НФ) даже при стабильных ценах на нефть, может привести к рискам фискального сектора Казахстана, включая:
  • рост зависимости государственного бюджета от трансфертов НФ, 
  • рост государственного долга, который направляется на финансирование дефицита бюджета.
  •  
Между тем, в оценках международных рейтинговых агентств и МВФ ключевым фактором является «сильная фискальная позиция и значительные внешние резервы».
     
Поэтому для Казахстана очень важна независимая оценка потенциального ВВП и разрыва выпуска.
  

Почему сложно применять показатели потенциального ВВП и разрыва выпуска на практике?

Проблема моделирования «потенциального ВВП» и «разрыва выпуска» в том, что они являются ненаблюдаемыми. Для их расчета требуется высокое качество применяемых макроэкономических моделей и соответствующей квалификации экспертов.
 
Международными институтами (ОЭСР, ВБ, МВФ, ЕС и др.) и правительствами развитых стран, в основном, для оценки потенциального ВВП и разрыва выпуска применяется метод производственной функции на спецификации Кобба–Дугласа, кривая Филлипса и HP-фильтр. Результаты модельных расчетов используются, в основном, для выработки контрциклической фискальной политики.

В 2018 году текущую оценку долгосрочного потенциального роста для стран ЕАЭС с использованием модели Солоу провела Евразийская Комиссия. Нестыковки в оценке потенциального и фактического ВВП могут привести к противоречиям и несогласованности при принятии решений макроэкономической политики: Национальным Банком в монетарной политике (увеличение/снижение базовой ставки) и Правительством в бюджетной политике (рост/сокращение фискального импульса).

Казахстанская практика. 
Для ответа на эти спорные вопросы экспертами Института экономических исследований на основе исторических годовых данных   с 2000 года впервые были произведены ретроспективные расчеты по оценке потенциального ВВП и разрыва выпуска Казахстана. 
Сопоставляя эти показатели с показателями фактического ВВП за эти годы, мы выявили, в какие периоды    макроэкономическая политика   не в полной мере соответствовала объективным реалиям. Безусловно, эта информация должна стать очень полезной в принятии будущих решений макроэкономической политики страны.
                            
Но об этом, если вам интересно, более подробно мы расскажем в следующем обзоре. До встречи!

Алпысбаева Сара Нурбековнад.э.н., 
профессор, главный научный сотрудник Общества




Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 20.09.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!