Современные тенденции брачности в Казахстане

10.05.2020

На вопросы отвечает АИДА АЛЬЖАНОВА

Специалист по стратегическому и организационному развитию. 13 лет своей карьеры посвятила ООН - возглавляла страновой офис Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) в Казахстане, работала в штаб-квартире Фонда в г.Нью-Йорке в Азиатско-Тихоокеанском департаменте.

Заместитель Постоянного Представителя РК при ООН в г.Нью-Йорке, советник министра иностранных дел, координировала работу зарубежных экспертов по государственному развитию под руководством Тони Блэра.

Имеет опыт работы в Академии Наук, «Самрук-Казына Фармация», общественном фонде ADAM DAMU и в качестве консультанта международных организаций ООН и ОБСЕ. Эксперт по гендерному равенству и ЦУР.

Основала консалтинговую компанию ACG, специализирующуюся на организационном развитии. Тренер, коуч, фасилитатор.


Корр.: В последние годы в Казахстане наблюдается снижение брачности, сдвиг вступления в брак на более поздние возраста, рост разводимости. Можем ли мы назвать существующие тенденции признаками так называемого второго демографического перехода и отхода от традиционной модели брачного поведения?

Второй демографический переход – снижение рождаемости на фоне увеличения продолжительности жизни – это глобальный тренд, который невозможно избежать ни одной стране. Если многие развитые страны завершили его, то Казахстан находится на его финальной стадии. И такие показатели как возраст вступления в брак и разводы, которые ежегодно повышаются, отражают влияние этого тренда на демографическое развитие страны.


Это связано с фундаментальными сдвигами в жизненном цикле современного человека – продолжительность жизни высока, и репродукция, которая была основной жизненной функцией маложивущего человека, теперь является лишь одним из периодов жизни. 

Научно-технический прогресс создал множество возможностей для развития и самореализации личности, которые влияют на демографическое поведение человека. Все больше людей получают высшее образование, занимаются развитием карьеры и поэтому откладывают вступление в брак на более поздние периоды. Если раньше это было прерогативой мужчин, то с появлением средств современной контрацепции, женщины могут регулировать свою фертильность, планировать рождение детей и при этом заниматься карьерой и саморазвитием. 

Массовый выход женщин на рынок труда показал конкурентоспособность женщин за рабочие места и повысил ее экономический и социальный статус. Поэтому попытка поставить женщин в семье на второй план, ведет к снижению интереса к традиционному браку и соответственно разводам. 

С другой стороны, навязывание социумом мужчине роли главы семьи, ответственного за полное обеспечение всех членов семьи, также оказывает отрицательное влияние на решение мужчин жениться только ради детей. Мужчинам также, как и женщинам, необходима дружелюбная атмосфера в семье, где на него не смотрят только как на добытчика, но и как на личность со своими эмоциональными потребностями.

Отход от традиционной модели семьи, которая создавала видимость физической безопасности для человека, продиктован потребностью обоих полов в дружеской и эмоционально безопасной атмосфере в семье, которую трудно создать в условиях вертикальной иерархии традиционной семьи. 

Кроме того, при раннем вступлении в брак, молодые и незрелые люди попадают в материальную и моральную зависимость от родственников, на основании чего они наделяют себя правом вмешиваться во внутренние дела молодой семьи, что может привести к распаду семьи. Например, в Национальном Докладе «Казахстанская семья 2019», более 60% респондентов назвали основной причиной разводов вмешательство родственников. 
Таким образом, конфликт внутри семьи происходит из-за несоответствия функционала традиционной семьи современным реалиям, основанным на уважении прав каждой личности.

Корр.: Насколько эти тенденции, наблюдаемые в брачности и разводимости в стране, могут отразиться на уровне рождаемости в нашей стране?

Поскольку Казахстан не может избежать влияния глобального тренда, продиктованного вторым демографическим переходом, в ближайшее десятилетие мы будем наблюдать постепенное увеличение продолжительности жизни и снижение рождаемости на фоне изменения традиционных форм семейно-брачных отношений в сторону диверсификации: увеличение гражданских и гостевых браков, монородительских и бездетных семей, семей из одного лица. 

При этом функциональная устойчивость нуклеарной семьи (родители и дети) будет определяться моделями гендерных отношений. Чем выше уровень гендерного равенства и партнерского взаимодействия в семье, тем больше ответственности и результативности в выполнении членами семьи своих бытовых, экономических, нравственно-воспитательных, защитных и других важных функций.


Кроме того, на данные процессы существенно влияет другой глобальный тренд – это урбанизация, которая составляет в Казахстане 58%, а по прогнозам, в 2040 году достигнет 70%. 

Уровень рождаемости в городских условиях всегда ниже, чем в сельских из-за более высокого уровня образования городских жителей, высокой стоимости жилья и услуг, доступности и разнообразия культурно-досуговых ресурсов для саморазвития. А уровень разводов в городах всегда выше из-за более высокого уровня образования женщин и их равноценного вклада в экономику семьи, и соответственно более высоких требований к партнерским взаимоотношениям, нежели традиционным.


Корр.: Из-за пандемии коронавируса прогнозируется ухудшение ситуации в мировой экономике, и перед нашей страной тоже стоят непростые экономические вызовы. Насколько это может отразиться, по вашему мнению, на показателях брачности и разводимости, в целом на демографической ситуации в стране?

Во времена кризисов рождаемость всегда идет на спад. Поскольку последствия пандемии будут давать знать о себе еще несколько лет, то вероятнее всего рождаемость будет снижаться. Все, кто планировали рождение детей, отложат до лучших времен. Также необходимо учитывать, что ежегодно происходит постепенное повышение возраста вступления женщин в брак, снижение количества браков и увеличение разводов, и надо принимать во внимание эмиграционные настроения среди населения репродуктивного возраста. Данная тенденция будет продолжаться в ближайшие годы, обостряемая экономическим кризисом. 

Но самый главный фактор, это то, что в репродуктивный возраст вступает самое малочисленное поколение в истории независимого Казахстана, рожденное с 1995 по 2002 годы – минимальное количество рождений пришлось на 1999 год, всего 217 тысяч детей, а в 2019 году - 403 тысячи. Поэтому в ближайшее годы текущего десятилетия мы будем наблюдать спад рождаемости. Если за последние пять лет в среднем рождалось 398 тысяч детей в год, то в ближайшие 5 лет (по прогнозам  (https://www.populationpyramid.net/kazakhstan/2025/) в Казахстане в среднем будет рождаться 341 тысяча детей в год. В итоге, к 2025 году, страна «недополучит» около 250 тысяч детей.

Учитывая, что прогнозы были сделаны до кризиса, возможно, по итогам года, после корректировки, цифры могут стать даже ниже. Но к концу десятилетия произойдет стабилизация и начнется небольшой рост, потому что в репродуктивный возраст вступят те, кто родился с 2006 по 2015 годы – «золотое» десятилетие рождаемости в истории современного Казахстана, и, вероятнее всего, экономические последствия кризиса к тому времени будут преодолены.

Корр.: В Китае, как пишут в СМИ, после  снятия жёстких карантинных мер был зафиксирован значительный рост числа поданных заявлений на развод. Эксперты опасаются, что такая ситуация может наблюдаться и в других странах по окончании режима самоизоляции. По вашему мнению, насколько режим ЧП и карантинные меры в стране могут повлиять на итоговые показатели брачности и разводимости за 2020 год?

В Казахстане и без карантина количество разводов ежегодно растет. В большой степени на это влияет экономическое состояние в семье и зрелость отношений. 


Я думаю, что в этом году статистика по разводам будет неутешительной. Наша сырьевая экономика страны переживала нелегкий период и без пандемии из-за низких цен на нефть, а карантин только усугубил состояние экономики – многие люди остались без дохода и усилилось состояние тревожности. 

Косвенным показателем проблем в семьях является рост случаев бытового насилия во время карантина. То есть, в тех семьях, где насилие потенциально присутствовало и его самые ужасные формы не были проявлены из-за меньшего контакта членов семьи, оказавшись в замкнутом пространстве, все проблемы выплеснулись наружу.

Особенно, это отразится на городских жителях, проживающих в небольших и съемных квартирах, ограниченных в возможности передвижения в открытом пространстве и близких контактах с родными и друзьями. Кстати, уровень разводов в городах и без кризиса был выше, чем в регионах. С учетом более жесткой изоляции в городах, чем регионах, количество разводов в городах вырастет. 
Количество браков будет снижаться, в основном из-за уменьшения количества молодежи, а экономические проблемы только усугубят ситуацию. 

Корр.: В 2018 году в стране  был разработан проект «Дорожная карта развития и поддержки семьи на 2019-2024 годы», основным индикатором которого является снижение разводов. Какие дополнительные меры необходимо предпринять или какие меры нужно усилить для того, чтобы снизить уровень разводимости в стране? Насколько можно повлиять на ситуацию в условиях глобализации, урбанизации и на фоне изменения системы ценностей, взглядов на институт брака и важности брака?

Насколько мне известно, проект Дорожной карты так и не был утвержден. Как индикатор, снижение количества разводов очень достойный и красивый, но мало достижимый методами, которые в этом проекте были упомянуты – создание специальных центров для молодых семей при учебных заведениях и молодежных ресурсных центрах, распространение брошюр, психологическое тестирование и т.д. Почему? Потому что, как я уже упоминала выше, функциональная устойчивость современной семьи обусловлена моделью гендерных отношений – чем более равноправные и партнерские отношения, тем легче преодолеваются семейные кризисы. 

Во многих семьях работающие женщины несут двойную нагрузку – вносят вклад в бюджет семьи и отвечают за ведение домохозяйства. Дополнительная нагрузка в виде домашнего неоплачиваемого труда, который сильно недооценивается мужчинами, приводит к психологическому и физическому истощению женщин, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях между супругами. 

Равное распределение семейно-бытовых обязанностей между супругами укрепляет отношения и повышает ответственность обоих родителей за воспитание и развитие социально здоровых детей. Патриархальные отношения в семье зачастую приводят к недостаточно открытым коммуникациям между членами семьи, зависимости целой семьи от мнения и решения одного человека (главы семьи) и насилию. 

В этой связи для укрепления семейно-брачных отношений в современных условиях, необходимо не на словах, а на практике расширять понимание равных прав и возможностей для любого члена семьи вне зависимости от пола, делать акцент на культурной и духовной социализации, которая оценивается через качество досуга – совместно проведенного свободного времени, зависящего от межличностных отношений, психологической атмосферы в семье и уровня культуры взрослых членов семьи. 

Государство должно разрабатывать и строго применять законы, обеспечивающие гендерное равенство, безопасность и защиту всех членов семьи, в первую очередь, несовершеннолетних от бытового насилия, включая психологическое, физическое, сексуальное, экономическое и др. 

Необходимо внедрять предмет по правам человека, гендерному равенству, половому воспитанию в учебных заведениях, начиная со школы; вовлекать молодежь в социально-гуманитарные волонтерские программы помощи нуждающимся, инвалидам, пожилым для воспитания эмпатии и чувства сопричастности; создавать возможности для совместного проведения культурного досуга всей семьей; наполнять медиа контент недискриминационными семейными ценностями, пресекать сексистские высказывания публичных лиц, особенно депутатов и государственных служащих.


Дополнительные вопросы:

Корр.: Если обращаться к истории, до XX века создание семьи было условием выживания человека, а не его свободным выбором или реализацией права на стремление к счастью. С развитием урбанизации ситуация изменилась, подход людей к отношениям и созданию семьи претерпел эволюционные изменения, когда на смену потребности выжить пришли другие мотивы: обрести счастье, самореализоваться, найти человека с общими интересами. Понятие одиночества в итоге стало нормой.

Многие молодые казахские женщины до 30 лет, будучи успешными в своей деятельности, уже не торопятся регистрировать отношения, зачастую весьма скептично относятся к стабильности и прочности института современного брака, не готовы менять свой личный комфорт на обустройство семейного быта. И это повсеместный тренд, который транслируется в массы. А как же традиции, устои, дружные семьи, собираемые за большим дастарханом? Как передать правильные семейные ценности своим детям, если в ближайшие десятилетия будет сохраняться тенденция одиночества?
Одним из факторов «тенденции одиночества» является неудовлетворенность женщины ее ролью в семье и социуме, которую ей предписывают патриархальные традиции. Поскольку семья утратила свою функцию защиты членов семьи от внешних посягательств и для выживания женщине уже нет острой необходимости выходить замуж за любого мужчину, который экономически будет содержать ее и детей, на первый план выходит эмоционально-психологический фактор. Создание доверительной и эмоционально безопасной атмосферы в семье способствует ее укреплению и открытому взаимодействию между членами семьи. 

К сожалению, вертикальная патриархальная иерархия в структуре семьи, существовавшая тысячелетиями, до сих пор накладывает свой опечаток на семейные отношения. 

Поскольку женщины являются равноправными участниками на рынке труда, экономический фактор уже не играет определяющую роль в устойчивости семейно-брачных отношений. Давление и вмешательство в эти отношения со стороны старших родственников и социальное осуждение независимых женщин ведут к сужению и ограничению токсичных родственных контактов и предпочтению социальных контактов в кругу равных – друзей, коллег, партнеров по интересам. Учитывая открывшиеся разнообразные возможности для проведения досуга и отдыха, традиционный семейный сбор за большим дастарханом - организация которого, требует больших усилий от женщин - уже не является привлекательным способом проведения свободного от работы времени.

Уважение прав личности на самореализацию вне зависимости от пола, общение без нарушения личностных границ и стереотипов, отсутствие контроля и насилия над личностью, признание равных прав и возможностей мужчин и женщин – это современные социальные понятия и навыки, которые способствуют поддержанию теплых и здоровых отношений с родственниками и окружающими.

Корр.: Есть и другая проблема. Нынешний способ организации семейной жизни называется у социологов серийной моногамией. Он характеризуется тем, что люди по-прежнему заключают браки и ждут от партнера верности. Однако стоит детям достичь возраста социальной самостоятельности, родители могут развестись, и более того - спустя время создать новые семьи. 

В последние десятилетие количество разводов в позднем возрасте увеличилось вдвое, люди больше не хотят сохранять отношения только из уважения к общему прошлому. Среди прочего психологи отмечают возрастной кризис и недовольство семейными ролями. Как с этим предлагают работать современные социологи? 

Это тоже проявление отсутствия равных партнерских отношений в семье, основанных на общих интересах. В зрелом возрасте люди начинают переосмысливать жизненные цели и смыслы. И как правило, если все предыдущие годы, в семье были четко разделены роли  и обязанности по гендерному признаку,  не было равноценного вклада усилий и времени в воспитание детей, совместного преодоления трудностей и достижения целей, то супруги не видят смысла продолжения такого союза без общих целей и интересов. 

Эгалитарные союзы, основанные на признании гендерного равенства и уважении интересов партнера, являются более устойчивым современным семейным конструктом, чем патриархальные. 

Насколько мне известно, социологи предлагают изучать развитие современных семейно-брачных отношений в динамике и своевременно реагировать на вызовы глобальных трендов, путем предоставления широкого спектра социально-психологических услуг, помогающих социализации личности.

Корр.: Появились новые виды брака – пробный брак, брак выходного дня, или гостевой, когда молодые живут отдельно и не ведут общего хозяйства; брак на расстоянии, при котором супруги живут в разных городах и периодически навещают друг друга. Добавьте к этому Child free. В Казахстане многие из этих форматов уже популярны и грозят еще большим демографическим спадом. Как ситуация будет меняться, учитывая, что количество незарегистрированных браков с каждым годом увеличивается?

Новые виды брака, характерные для более молодых поколений, рожденных после 80-х годов – это проявление внутреннего протеста против традиционной патриархальной семьи и поиск новых форм взаимоотношений с партнерами. Отношения, не связанные общими жилищно-бытовыми вопросами или детьми, как правило строятся на общих интересах и ценностях, при уважении права партнера на самореализацию. Если права одного из партнеров нарушаются, то пары распадаются достаточно безболезненно, без изнурительных бракоразводных процессов и начинается поиск более подходящего партнера. 

Отчасти это связано с увеличением продолжительности жизни. Люди не спешат вступать в брак в раннем возрасте, как наши предки, так как им было необходимо поставить на ноги детей до своей смерти. Современная молодежь осознает, что у нее достаточно времени и возможностей и для самореализации, и для создания семьи и рождения детей и даже внуков и правнуков. Поэтому они сознательно откладывают браки и деторождение на более поздний возраст, при этом практикуя партнерские взаимоотношения в новых более свободных видах брака, так как пример их родителей - длительного и моногамного брака с жесткими обязательствами и стереотипными гендерными ролями - их не устраивает. 

Субкультура Childfree зародилась на волне эмансипации в ХХ веке как протестное движение, которое требовало признать материнство не обязанностью, а правом. По мере достижения этой цели мотивы оставаться бездетными менялись и могут различаться у разных полов, возрастных категорий, социального статуса. Например, часто для мужчин – это страх экономической несостоятельности, невозможности прокормить семью. У женщин – это страх остановки карьерного роста. Одни считают свою бездетность гуманитарной миссией спасения Земли от перенаселения, другие не хотят детей из-за ухудшающейся экологической обстановки или страха, что не смогут защитить детей от насилия.

В Казахстане этот феномен глубоко не изучался, но судя по высказываниям в прессе сторонников сhildfree, это похоже на протест против давления на личность со стороны семьи и социума, а некоторые не хотят детей из-за высокого уровня коррупции. В основном это молодые люди, у которых ярко выражен протестный потенциал, но с возрастом и опытом, возможно, их цели и жизненные ценности изменятся.

Если суммировать все вышесказанное, то новые формы семейно-брачных отношений – это протест против тысячелетнего патриархального уклада в семье, который не соответствует современным реалиям.  А любой протест невозможно погасить давлением социума на личность. Так, например, в Японии и других развитых индустриальных странах Азии (Гонконг, Сингапур, Южная Корея), где показатели рождаемости самые низкие в мире, женщины, находясь в подчиненном положении, молча протестуют отказом от рождения детей. 

Подробнее с этой темой вы можете ознакомиться в июньском выпуске онлайн-журнала NATIONAL ECONOMY на сайте economy.kz









Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 30.07.2020





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!