15.09.2023
Весной этого года начали снижаться цены на ряд продуктов из перечня социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ): подешевели крупа гречневая, картофель, морковь, лук, сахар и мясо куриное.
Эта тенденция продолжилась в дальнейшем: в конце июня впервые за 1,5 года цены на социально-значимые продовольственные товары снизились в недельном выражении, за первое полугодие 2023 года индекс цен на СЗПТ составил 4,2% и это в 4 раза меньше аналогичного периода 2022 года (17,2%). В последние две недели июля на СЗПТ зафиксирована дефляция в размере -0,2%, при этом снизились цены по 9 позициям: масло подсолнечное, гречка, мясо птицы, лук, сахар, морковь, картофель, муку, соль.
Инфляция в июле т.г. за год замедлилась и составила 14% (в июне - 14,6%), за месяц - 0,6% (предыдущий месяц - 0,5%), при этом цены на продовольственные товары за год выросли на 13,5% (в июне - 14,6%).
Все это говорит в пользу эффективности принимаемых Правительством мер, в числе которых: разбронирование овощей из стабфондов и сформированных регионами запасов, переформатирование мер государственной поддержки, оборотные схемы, форвардные закупки продуктов напрямую у производителей, выделение оборотного финансирования отечественным сахарным заводам, товарные интервенции в период межсезонья, установление пороговых и предельных розничных цен, работа региональных комиссий по пресечению посреднических схем. Выработан также принципиально новый подход по оказанию господдержки производителям СЗПТ, действенной мерой являются ярмарки.
На фоне этих позитивных новостей отдельного рассмотрения заслуживает ситуация на внутреннем рынке по сахару. Цена на этот важный в рационе населения продукт в этом году демонстрирует стабильность, в целом находясь около заявленного министерством торговли пороговой цены. И сегодняшняя ситуация, казалось бы, выглядит вполне благоприятной. Однако есть ряд обстоятельств, которые дают основания умерить оптимизм в оценке складывающейся ситуации.
Во-первых, низкая цена на продукт определяется массовым завозом в страну российским сахаром, себестоимость которого значительно ниже казахстанского.
Во-вторых, умеренный оптимизм вытекает из опыта прошлого года, когда дефицит сахара и ажиотаж на внутреннем рынке, сложившиеся после принятого Россией запрета на экспорт сахара, привели к годовому росту цены до 87%, а розничных цен - до 1000 тг/кг.
Тогда со стороны Главы государства последовала публичная и жесткая критика Правительства за допущенный серьезный просчет и объявлены выговоры руководителям двух профильных министерств.
Для исправления ситуации по поручению Президента был разработан специальный «Комплексный план по развитию сахарной отрасли в Республике Казахстан на 2022-2026 годы» (далее - План), который предусматривал обеспечение производителей сахара отечественным сырьем, техническую модернизацию заводов, меры по сдерживанию и стабилизации цен.
Всего на реализацию Плана предусмотрено привлечение инвестиций в сумме 500 млрд. тенге. Основная часть данной суммы (1 млрд. долл.) предназначена для строительства нового сахарного завода. Правда, настораживает, что вначале определенно был назван один инвестор (турецкая компания), позже назывались другие.
Важным мероприятием Плана является оборотное финансирование 4-х действующих сахарных заводов для закупа за рубежом сахара-сырца. Опять же, первоначально заложенная сумма была 43 млрд. тенге из различных источников, в том числе предполагалось, что акиматы регионов прокредитуют заводы под символическое (0,01%) вознаграждение. Было даже указано конкретно, что Коксуский завод получит 4,5 млрд. тенге, Аксуский - 4,6 млрд. тенге, Таразский - 5,1 млрд. тенге, Меркенский - 9,3 млрд. тенге. Кроме того, ТОО «КаИс Инвест», крупный отечественный сахарный трейдер, планировал выделить 12,5 млрд. тенге, а казахстанские торговые сети - 5,5 млрд. тенге.
В свою очередь, заводы взяли на себя обязательства по модернизации производства на сумму 12 млрд. тенге в период 2023-2025 гг. Уже этом году заводы планировали произвести около 400-450 тыс. тонн сахара.
Реализация утвержденного Плана уже сейчас подвергается критике. Из всей анонсированной суммы, по информации Комитета торговли, заводы получили лишь 14,3 млрд. тенге. При этом нет уверенности, что предназначенные на закуп сахара-сырца тростникового средства использованы максимально эффективно. А ведь стоимость сырца во многом определяет себестоимость сахара-песка и внятного разъяснения, почему себестоимость отечественного сахара на порядок выше российского, общественность так и не услышала. Как следствие, отечественная продукция не может конкурировать с импортируемым, в том числе по серым схемам, российским сахаром и лежит на складах заводов, перед которыми даже замаячила угроза остановки. Здесь встает вопрос, какова была цель разработанного Комплексного плана? Ответ в названии документа - развитие своего казахстанского сахарного производства. Тогда следующий вопрос, чего удалось достичь почти за год реализации Плана? Ответ также очевиден, но неутешителен.
Вскоре для заводов предсказуемо встанет вопрос возврата денег, выданных в кредит региональными СПК. Не окажется денег у заводов и для того, чтобы осенью выкупить сахарную свеклу у фермеров, для которых нынешний год и без того вышел непростым в силу засушливого лета, организационных проблем с получением субсидий и кредитованием. По предварительной оценке, убыток свекловодов только Жамбылской области составит 3,3 млрд. тенге, примерно такие же сложности и у свекловодов в областях Павлодарской области и области Жетісу.
Даже с учетом стабильных и относительно низких цен на сахар на казахстанском рынке, осторожность в прогнозах на предстоящий период до конца года представляется обоснованной. Ведь в прошлом году, при годовой потребности для страны в объеме 550 тыс. тонн, отечественные заводы произвели 356 тыс. тонн сахара, тогда как ранее производилось не более 100 тыс. тонн в год. То есть сахара произвели в 3,5 раза больше, а рынок отреагировал резким ростом цены.
Да, ситуация с ценами на сахар в стране во многом определяет заполонивший рынок российский продукт, но ведь и в России ситуация неоднозначная. По мнению российских же экспертов, сахар в силу дешевой себестоимости внес заметную лепту в низкий показатель российской инфляции, однако «этот условный долг придется возвращать» и в перспективе цены на российский сахар приблизятся к мировому уровню.
В более долгосрочной перспективе прогнозируется весьма возможное снижение интереса к проектам в сахарной отрасли и сокращение посевных площадей для сахарной свеклы, как следствие, российские поставщики неизбежно поднимут цены. Встает закономерный вопрос: есть ли тогда гарантия неповторения прошлогодней ситуации с сахаром на рынке Казахстана?
Сегодня казахстанские производители просят Правительство ограничить импорт российского сахара, но Министерство сельского хозяйства Казахстана пока оснований для такого решения не видит. Ситуация неоднозначная, с учетом того, что прошла информация о вхождении крупной российской компании во владение двумя из четырех казахстанских сахарных заводов.
Это же относится и к соседним республикам, ведь в 2023 году экспорт сахара России увеличился на 70% относительно предыдущего года и основными странами-импортерами стали Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан.
Конечно, казахстанский рынок сахара также зависит и от ситуации на мировом рынке с его постоянными изменениями и флуктуациями.
Так, аналитики Bloomberg еще весной отмечали достижение шестилетнего максимума мировых цен, связанных с проблемами производства в Индии и Европе, засухой и запретом использования пестицидов , сегодня также прогнозируется рост цен на мировом рынке в силу проблем с урожаем и ростом внутреннего спроса в Индии.
Озабоченность ситуацией на рынке сахара выглядит правомерной также в силу того, что почти по всем видам агропродуктов индикаторы продовольственной безопасности страны выше 80%. На этом фоне диссонансом выглядит позиция по сахару: обеспеченность за счет отечественного производства именно по этому продукту в Казахстане остается наименьшей.
Габит Матаев
ведущий научный сотрудник
Все статьи