21.09.2023
Согласно докладу МОТ по состоянию на 2020 год в мире насчитывается 160 млн работающих детей, из них более половины - это дети от 5 до 11 лет. В опасных для жизни, физического и психологического здоровья сферах работает 79 миллионов детей и молодых людей от 5 до 17 лет.
Большая часть международных организаций и экспертов настаивает на полном запрете детского труда, считая такую позицию единственно верной и выверенной с точки зрения строгих этических принципов. Насколько справедлива эта позиция?
Безусловно, дети должны получить возможность получать образование, играть и развиваться в безопасной и здоровой среде. Более того, наличие образования, и сохранения здоровья в детстве однозначно увеличивает их шансы на более высокую оплату труда и успех во взрослой жизни. Этим целеполаганием продиктовано принятие практически 20 конвенций МОТ с момента основания организации в 1919 году по 1973 год. Каждая из этих конвенций закрепляет минимальный возраст для трудовой деятельности и обязательность обеспечения детей образованием.
Однако принципиальная позиция в вопросе запрета детского труда не учитывает реальную экономическую ситуацию в странах и в семьях, где дети вынуждены работать по разным на то причинам, не берет в расчет интересы работающих детей и, более того, не предусматривает меры, гарантирующие детям, как минимум, ежедневное питание, доступное образование, и не предупреждает ситуации, когда дети оказываются занятыми более опасными для своего физического и психологического здоровья видами деятельности.
Так международные стандарты и законодательство большинства, в том числе развивающихся, стран, признающие детский труд неприемлемым, лечат симптом, но не причину болезни.
Наиболее распространенная причина, из-за которой дети вынуждены работать, - это крайне низкий достаток, невозможность родителей обеспечить за счет своих заработков базовые потребности своей семьи.
Теоретически, запрет на детский труд должен сократить предложение неквалифицированной рабочей силы на рынке и, следовательно, повысить стоимость труда оставшихся участников - в том числе и родителей выбывших из трудового рынка детей.
Вместе с тем, рост доходов родителей может оказаться недостаточен для покрытия ежедневных расходов семьи. Достижение идеального и безбарьерного уровня стоимости труда взрослого населения, со сторицей покрывающего потери от доходов детей, возможно при построении статичных эконометрических моделей закрытой экономики. В реальной жизни на стоимость труда воздействует не только уровень доступности факторов производства, но и предпочтения потребителей в отношении конечной продукции или услуги, в производстве которой участвует соответствующая рабочая сила, цены на мировых рынках и т.д.
Другая веская причина участия детей в трудовой деятельности - это необходимость помогать взрослым из-за слабой механизации производства и, следовательно, необходимости дополнительных рабочих рук.
Запрет детского труда может привести к дефициту рабочей силы в период жаркой поры посадки или сбора урожая, а значит, привести к проблемам с пропитанием и получением жизненно необходимых доходов жителей деревни или другого небольшого населенного пункта, где чаще всего дети задействованы в работе по обозначенной выше причине.
Более того, навыки, которые дети могут приобрести в ходе работы со старшими, могут быть полезными детям в их взрослой жизни.
“Возвращение” детей в школы, посредством запрета детского труда и установления императивных требований в отношении родителей по обеспечению детей образованием также вызывает вопросы с точки зрения реалистичности обеспечения права детей на образование.
Устанавливая требования, необходимо обеспечить материальную и физическую доступность школ для детей и их семей. Если образование платное, то должны быть предусмотрены доступные кредиты или льготы по оплате образования, дополнительные меры поддержки, такие как бесплатное горячее питание, помощь в сборе ребенка в школу. Если школа расположена не в пешей доступности от дома, то должна быть предусмотрена удобная логистика (школьные автобусы) или возможность получения образования в дистанционном формате.
Отсутствие соответствующих стимулирующих и поддерживающих мер ставит под сомнение искренность намерения защитить право ребенка на получение знаний.
Нельзя также категорически исключать возможность детей совмещать школу и работу, если эта работа необходима, чтобы помочь семье в покрытии отдельных бытовых расходов или расходов по получению образования. Чтобы работа не стала причиной отсутствия образования у ребенка нужно сфокусировать внимание на обеспечении достойных условий работы детей, повышении гибкости работодателей и учебных заведений, с целью увеличения возможности для детей совмещать работу, необходимую для их настоящего, и учебу, важную для их будущего.
Категоричность в вопросе детского труда усугубляет ситуацию с вовлечением детей в неформальные секторы экономики, повышает риски задействованности детей в опасных для них видах деятельности.
В качестве подтверждения тезиса уместно привести энциклопедический пример печального результата, к которому привел запрет в 1993 году импорта в США продукции из стран, в которых применялся детский труд. В ответ на американский закон в Бангладеше было уволено около 50 тысяч детей, занятых на производствах по изготовлению одежды. Министерство труда США призналось впоследствии в неэффективности меры - якобы уволенные дети нашли новую работу на более мелких, полулегальных предприятиях по изготовлению одежды . Однако по данным ЮНИСЕФ и Оксфам, уволенные дети оказались задействованы в более опасном камнедробильном производстве или вовсе оказались на улице и вынуждены были заняться проституцией. К сожалению, торговая санкция США ни в коей мере не способствовала возвращению детей в школы и не вернула им детство.
Таким образом, бороться с детским трудом, запрещать его без предоставления альтернативных решений и поддержки семьям в покрытии, как минимум, ежедневных потребностей в еде, а также обеспечении мер по повышению доступности школьного образования не только несправедливо и неэтично, но и политически некорректно. Также не может быть оправдано лишение детей возможности получать необходимые для жизни навыки в процессе помощи взрослым в жизненно важных для сообществ видов деятельности.
Бороться с проблемой путем введения торговых санкций неэффективно и чревато для и без того уязвимых детей из экономически неблагополучных регионов планеты. Более того, фокусировка на морализаторстве не позволяет защищать работающих детей, улучшать условия их труда, обеспечивать их минимальным пакетом социальных гарантий.
Сами работающие дети и неправительственные организации, которые их представляют (например, Международная Рабочая группа по детскому труду (IWGCL), основанная в 1992 году) , до сих пор остаются за рамками обсуждения и формирования влияющих на них международных стандартов и национальных законов, несмотря на параграф 117 Замечаний общего порядка к статье 12 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года. Данный параграф среди прочего предусматривает, что“...С детьми и, если таковые существуют, с представителями ассоциаций работающих детей, также надлежит проводить консультации при подготовке проектов законов о труде или рассмотрении вопросов об их применении”.
Нургуль Хайдарова
советник
Все статьи