24.09.2023
В продолжение рубрики о Стратегиях развития хотелось бы уделить внимание некоторым трансформационным изменениям, которые провели некоторые страны и которые могут быть имплементированы в Казахстане.
В современных условиях сложных социально-политических, экономических и секторальных проблем в мире руководители государственного сектора и разработчики политических программ находятся под постоянным давлением, что усложняет принятие высококачественных решений.
Что необходимо для определения проблем политики, оценки вариантов, формулирования решений, проверки их эффективности и оценки их воздействия? Какие виды подходов к разработке политики следует использовать при решении различных, но взаимосвязанных вопросов политики?
Многие школы государственной политики задаются этими вопросами.
Казахстан страна с малой экономикой. С этой точки зрения, целесообразнее обратить внимание на опыт подобных нам стран.
Сингапур всегда зависел от ситуации в мировой экономике. В настоящее время уникальная система управления процветающего Сингапура основана на ключевом принципе — «предвидеть изменения, оставаться актуальными». Этот принцип признает, что госслужащие должны научиться выявлять будущие тенденции, влиять на события и удовлетворять потребности таким образом, чтобы обеспечить Сингапуру конкурентное преимущество.
Я бы выделила несколько особенностей в системе стратегического управления:
1) Комплекс инструментов «Правительство 1.0», ориентированный на оптимизацию государственных расходов, среди которых базовым является сценарное планирование, основанное на обширном интервью.
Центр стратегии будущего в Сингапуре (CSF) произвел обновление существующего процесса сценарного планирования с целью увеличения числа используемых инструментов, эффективных для среды с низким уровнем определённости.
Интересно то, что ключевая роль CSF заключаются в том, чтобы поощрять стратегическое мышление у государственных служащих:
- развивать и поощрять использование инструментов и методологий применительно к стратегическому мышлению и управлению рисками;
- быть координационным центром для координации между местными государственными органами и международными партнерами в целях содействия активному обмену идеями и опытом;
- преодолевать конформистское мышление;
- развивать связи с научными кругами для содействия развитию междисциплинарных научно-исследовательских работ в таких областях, как анализ и управление рисками.
Что можно почерпнуть из данного опыта? Только через механизм исследований, налаживания обратной связи с благополучателями и с учетом их мнения, госструктуры могут оптимизировать расходы бюджета. А представление расчетов различных сценарных вариантов реализации какой-либо инициативы также повысит точность отбора заявок для бюджетирования и соответственно, бюджетную эффективность проектов. Трансформация мышления современного государственного служащего становится важной компонентой.
2) Управление изменениями, включающее инструменты оперативного реагирования на изменения требований внешней среды (программа «Правительство 2.0. Государственная служба XXI века»). И здесь хотелось бы отметить о внедрении в этой стране новой организационной культуры и нового типа мышления государственных служащих: мышления «голубого океана».
В чем его суть?
Мышление «голубого океана» основывается на идее гибкого восприятия границ отраслей, креативности при разработке направлений развития и максимальной ориентации на разработку не только технологических, но и ценностных инноваций (поддержка отраслевых и межотраслевых инноваций, формирующих новые ниши для клиентов).
*Как отмечают Ким Чан и Рене Моборн, в бизнесе Стратегия голубого океана нацелена на выход за пределы существующего спроса. Если компания будет плавать в привычных «красных водах», где конкуренция и так насыщена, она будет всегда в модели догоняющего роста. Поэтому компании, чтобы сделать рывок и стать конкурентоспособными, ищут новые ниши. Сингапур смог эту модель мышления масштабировать и на систему госуправления.
Что можно почерпнуть из данного опыта? Менять мышление госслужащих, усиливать межведомственное взаимодействие, использовать стратегию голубого океана при отборе, при предварительной оценке эффективности программ и проектов. Ведь если мы хотим сделать в какой-то отрасли рывок, то необходимо искать новые ниши. Зачастую эти ниши находятся в межотраслевых сферах.
3) «Блочный бюджет». Подход к согласованию процессов бюджетного планирования и распределения ресурсов, с одной стороны, и процесса разработки стратегии - с другой. Основой этой объединенной системы стал «блочный бюджет», выделяемый каждому министерству — потолок расходов, в рамках которого министерства уполномочены самостоятельно перераспределять средства между стратегическими инициативами.
Что можно почерпнуть из данного опыта? Казахстан приступает к внедрению принципов «блочного бюджета».
Это гибкий инструмент финансирования расходов из государственного бюджета, т.к. каждое ведомство получает право самостоятельно распоряжаться и распределять средства. Кроме того, из опыта Сингапура, гибкость механизмов управления финансами заключается в том, что ведомства могут осуществлять займы у «будущего» бюджета до 10% от текущего объема финансовых средств (займ у них погашается в течение трех лет), отсрочить выделение бюджетных средств (их можно перенести максимум на три года).
Шахарбану Жакупова
Главный научный сотрудник
д.э.н., ассоциированный профессор
Все статьи