27.09.2023
Право на информацию, на ее свободное получение и распространение является одним из фундаментальных прав человека. Это право заключается в свободе выражения мнений, способствующее укреплению общественного участия и демократии.
Основополагающие нормы доступа к информации содержатся в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция ООН против коррупции, Орхусская конвенция, документы ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО и др.
В Казахстане Закон «О доступе к информации» был принят 16 ноября 2015 года, обеспечивающий реализацию конституционных прав граждан на получение информации. В Конституции РК закреплено право каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.
Данный Закон заложил основы для формирования подотчетного и транспарентного перед обществом Правительства нашей страны. В результате, в Казахстане уже приняты и действуют конституционные и законодательные гарантии доступа граждан к информации.
На сегодняшний день у нас функционирует Комиссия по вопросам доступа к информации. Ее роль заключается в продвижении гражданских инициатив и общественных интересов в области доступа к информации.
Также в целях реализации права граждан на получение информации на веб-портале «Электронное правительство» функционирует единый модуль, состоящий из пяти компонентов - интернет-порталы «Открытые данные», «Открытые НПА», «Открытый бюджет», «Открытый диалог» и «Оценка эффективности государственных органов».
При этом, уполномоченным органом в области доступа к информации (МИОР РК) на ежегодной основе в рамках системы ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, проводится оценка степени открытости государственных органов. Иными словами данная оценка является инструментом мониторинга и контроля исполнения основных требований доступа к информации.
Оценка в 2022 году проводилась по следующим критериям - открытые данные, открытый бюджет, открытые нормативные правовые акты, открытый диалог, наполнение официального интернет-ресурса, открытость через СМИ и открытость подведомственных организаций.
Давайте подробнее остановимся на том, кто же имеет право запрашивать информацию, у кого и каким способом.
Так, запрашивать информацию и получать к ней доступ имеют право все пользователи информацией, т.е. физические или юридические лица, запрашивающие или использующие информацию. В частности пользователем информации может быть любое физическое или юридическое лицо - граждане Казахстана, граждане других государств, лица без гражданства, мигранты; юридические лица – все виды организационно-правовых форм собственности, их объединения и ассоциации.
Обладателями информации, т.е. у кого запрашивается информация, и кто ее предоставляет, являются:
- органы и учреждения законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, местного государственного управления и самоуправления, а также государственные учреждения, не являющиеся государственными органами;
- субъекты квазигосударственного сектора;
- юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств, субъектами рынка, занимающими доминирующее или монопольное положение, либо обладателями экологической информации, информации о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, состоянии пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на здоровье и обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов.
Способы получения информации существуют следующие:
- предоставление информации по запросу (устный, письменный, электронный);
- размещение информации в помещениях, занимаемых обладателями информации, и в иных отведенных для этих целей местах;
- обеспечение доступа на заседания коллегий государственных органов в соответствии с законодательством РК и онлайн-трансляцией открытых заседаний Палат Парламента РК, в том числе совместных, местных представительных органов области, города республиканского значения, столицы и коллегий государственных органов;
- заслушивание и обсуждение отчетов руководителей центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны РК), акимов и руководителей национальных ВУЗов;
- размещение информации в средствах массовой информации;
- размещение информации на интернет-ресурсе обладателя информации;
- размещение информации на соответствующих компонентах веб-портала «электронного правительства» и др.
При этом, хотелось бы отметить, что существует информация, которая может быть ограничена в доступе, а именно:
- информация, отнесенная к государственным секретам;
- информация, отнесенная к личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иным охраняемым законом тайнам;
- служебная информация с пометкой «для служебного пользования».
Но что же делать, если вам отказали и не предоставили информацию?! Не волнуйтесь, вы имеете право подать жалобу в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд за незаконное ограничение вашего права. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц и решения государственных органов может подаваться не позднее трех месяцев, когда гражданину стало известно о совершении действия (бездействия) или принятии решения. В тоже время, пропущенный для обжалования срок не является основанием для государственного органа или должностного лица либо суда к отказу в принятии жалобы.
В действующем законодательстве предусмотрены три вида юридической ответственности за нарушение или ограничение права на доступ к информации - дисциплинарная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Таким образом, как мы видим, реализация права на информацию и постоянное улучшение данного процесса способствует повышению качества государственного управления, инвестиционного климата, снижению коррупции и усилению роли гражданского общества при принятии решений.
Подробнее о нарушении или ограничении права на доступ к информации, дальнейших способах и действиях с вашей стороны по обжалованию неправомерных действий должностных лиц расскажем в следующем посте.
Замира Шапиханова
ведущий эксперт
Все статьи