02.10.2023
На сегодняшний день для экономики Казахстана вопрос о том, каковы должны быть границы перераспределения национального дохода, которые не должны угнетающе действовать на экономику и снижать уровень частных инвестиций, остается открытым.
После налоговой реформы 2009 года условия для ведения бизнеса в Казахстане в части налоговой нагрузки были достаточно благоприятными. На этом фоне соотношение доходов государственного бюджета к ВВП снижалось, а уровень государственных расходов к ВВП оказался невысоким. В результате, сложившуюся модель фискальной политики Казахстана отличает недостаточная роль перераспределительной функции бюджета. Необходимость достижения инклюзивности экономического роста и сближения со стандартами ОЭСР требует повышения доходов и расходов бюджета, более активной роли государства в перераспределении национального дохода.
Международные сравнения
1. Налоговая нагрузка на экономику. Сравним позиции Казахстана по показателю «Налоговые поступления, в % к ВВП» (2020) с другими добывающими странами: Казахстан-16,4% ВВП; Россия 24,2%; Чили 20,2%; Канада 32,2%; Норвегия 38,2%.
Как видим, Казахстан имеет самый низкий уровень налоговых поступлений к ВВП среди основных добывающих стран.
2. Налоговая нагрузка на бизнес. Рэнкинг World Bank Group налоговой нагрузки стран мира, Paying Taxes (2020).
Справочно. Рэнкинг проводится ежегодно по следующим основным показателям:
Налоговая нагрузка TTCR (Total Tax and Contribution Rate) – исчисляется как доля налоговых платежей в прибыли до уплаты налогов. TTCR включает в себя:
- налог на прибыль (Profit tax TTCR),
- налоги с заработной платы (Labour tax TTCR),
- иные налоги (Other taxes TTCR).
По результатам рэнкинга налоговая нагрузка (TTCR) в Казахстане составила: 28,4%
в том числе:
- Налоговая нагрузка по налогу на прибыль (Profit TTCR %): 16,4%,
- Налоги с заработной платы (Labour tax TTCR): 10,1%,
- Иные налоги (Other taxes TTCR): 1,9%.
Для сравнения, налоговая нагрузка (TTCR) некоторых других стран (в скобках Profit TTCR, Labour tax TTCR и Other taxes TTCR):
- Великобритания – 30,6% (16,6%, 12,0%, 2,0%)
- США – 36,6% (20,7%, 9,8%, 6,1%)
- Германия – 48,8% (23,2%, 21,5%, 4,1%)
- Россия: 46,2% (7,4%, 36,6%, 2,2%)
- Китай – 59,2% (6,3%, 46,2%, 6,8%)
- Украина – 45,2% (10,2%, 33,8%, 1,1%)
- Беларусь – 53,3% (11,1%, 39,0%, 3,2%)
- Узбекистан – 31,6% (11,8%, 17,4%, 2,5%)
Как видим, налоговая нагрузка в Казахстане одна из самых низких в мире.
3. Налоговая нагрузка Казахстана на экономику в ЕАЭС также самая низкая. МВФ (2019): Россия 34,9% ВВП, Армения 23,5%, Беларусь 37,7%, Казахстан 21,0%, Кыргызстан 33,3%.
4. Позиционирование Казахстана по уровню государственных расходов к ВВП.
«Государственные расходы к ВВП» Казахстана, (2022) , по сравнению с другими нефтедобывающими странами также более низкие: Казахстан – 21,7% ВВП; Саудовская Аравия 28,1%; Россия 36,6%; Норвегия 38,5%; Канада, 41,7%. Конечно, это объясняется более низкой налоговой нагрузкой в Казахстане.
Ключевой вывод из международных сравнений
Для достижения более справедливого распределения доходов и инклюзивного развития, Казахстану необходимо стремиться к увеличению расходов бюджета к ВВП до среднего уровня стран ОЭСР, или хотя бы ЕАЭС.
А это потребует соответствующего увеличения налоговых доходов бюджета. При этом вторая по размерам статья доходов государственного бюджета – «трансферты из Национального фонда» –должна сокращаться.
Как этого достичь? Какими методами можно дать количественную оценку пределов повышения налоговой нагрузки на экономику Казахстана, при этом не допуская чрезмерного негативного давления на бизнес и экономический рост?
О том, как можно определить реальный коридор возможного повышения налоговой нагрузки в экономике Казахстана и повысить фискальную функцию бюджета, мы расскажем в следующем обзоре.
Алпысбаева Сара Нурбековна
д.э.н.,профессор, главный научный сотрудник Общества
Все статьи