Первым делом самолеты: почему в Казахстане дорогие авиабилеты?

17.10.2023

В Казахстане имеет место критики в отношении ценовой политики и качества услуг национальных авиаперевозчиков. 

Так, в сентябре 2023 г. депутаты Мажилиса Парламента РК возмутились ценами казахстанского лоукостера «FlyArystan» и потребовали снизить стоимость авиабилетов, а также отделить «FlyArystan» от материнской компании «Air Astana».

Немного цифр: В Казахстане регулярные коммерческие перевозки выполняют 6 авиакомпаний – «Air Astana»; «FlyArystan» (дочерняя организация «Air Astana»); «SCAT»; «Qazaq Air»; «Южное небо»; «Жетісу».

Внутренние авиаперевозки выполняются по 61 маршруту с частотой 694 рейса в неделю. Маршрутная сеть международных авиасообщений страны составляет 118 маршрутов с частотой 583 рейса в неделю в 31 страну.

В 2022 году аэропортами обслужено 21,1 млн. чел., перевезено 24,5 тыс. тонн грузов.
 
В 13 аэропортах действует режим «открытое небо» с предоставлением пятой степени «свободы воздуха» по направлениям, на которых не оперируют казахстанские перевозчики. 


Из 21 действующих региональных аэропортов 18 категорированы по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО): аэропорты городов Астана и Алматы – по категориям IIIA и IIIB, аэропорт города Атырау – по категории II, аэропорты остальных городов – по категории I.

Правительство РК прямо и косвенно владеют 12 региональными аэропортами, в частном и доверительном управлении находятся 9 аэропортов страны.


Как известно, в Казахстане ценообразования на авиабилеты не регулируются государством, авиакомпании устанавливают тарифы самостоятельно. Поэтому отечественные авиакомпаний используют систему динамического ценообразования, которая зависит от востребованности авиамаршрутов и от загрузки авиарейсов, скидки происходят при низком спросе на билеты, а рост цен соответственно, при повышенном спросе. 

Сопоставительный анализ: Для анализа цен возьмем 2 лоукостер-компаний, иностранную «Ryanair» (Ирландия) и «FlyArystan» (Казахстан), которые летают на практически одинаковые расстояния (в соседние страны и внутри страны) и аналогичный период времени (за 4 недели до вылета без «гибкого тарифа»).


Несмотря на то, что международные рейсы казахстанского лоукостера вышли дороже на 20%, на внутренних рейсах цена сопоставительно ниже.

Возможной причиной низкой стоимости авиабилета внутри страны, является то, что лоукостер «FlyArystan» использует инфраструктуру и технику материнской компании  «Air Astana», которая позволяет сокращать расходы, вести единую бухгалтерию и субсидировать некоторые маршруты лоукостера. Соответственно, предложение депутатов Мажилиса по разделению двух авиакомпаний, скорее всего не приведет к удешевлению стоимости билетов.
 
Основными причинами «дороговизны» авиабилетов в Казахстане:
  • физический износ основных фондов аэродромов в аэропортах, который превышает критический уровень и составляет 68%. Согласно мировой практике износ более 50% означает потерю устойчивости в деятельности авиаузла, несет угрозу обеспечения безопасности полетов, непредвиденные капитальные вложения и потерю финансовой устойчивости, уход с рынка международных перевозок;
  • дефицит авиакеросина, который на сегодняшний день составляет 300 тыс. тонн в год. Как известно, в структуре себестоимости авиабилета расходы на авиакеросин составляют около 30%, что существенно влияет на конечную стоимость билета для пассажиров. С 2011 года стоимость авиакеросина в Казахстане не регулируется;
  • практически все региональные аэропорты Казахстана убыточны. Содержание взлетно-посадочных полос для аэропортов является тяжелым финансовым бременем.

Рекомендации: В целом для решения проблем «дороговизны» авиабилетов в Казахстане рекомендуется:
  • проведение реконструкции терминалов, взлетно-посадочных полос, периметрового ограждения, модернизация централизованной заправочной системы, складов ГСМ; 
  • оснащение аэропортов современными техническими средствами, применяемых при досмотре;
  • обновление спецтехники для содержания аэродрома и наземного обслуживания воздушных судов, аварийно-спасательного обеспечения полетов;
  • обновление производственных зданий и сооружений аэропортов;
  • локализация производства авиакеросина марки Jet A-1 на казахстанских НПЗ;
  • решение проблем достаточности финансирования региональных аэропортов (региональные аэропорты, а также местные исполнительные органы не в состоянии обеспечить соответствующее финансирование по модернизации аэропортов).

Вывод:
В Казахстане наблюдается региональная диспропорция в распределении пассажиропотоков и грузопотоков по маршрутам аэропортов. Так, из 21 действующих аэропортов страны на 2 крупнейших аэропорта страны (г. Алматы и г. Астана) приходится половина всех авиаперевозок. Соответственно региональные аэропорты не могут использовать в полной мере свой транзитный потенциал.

Техническая модернизация региональных аэропортов, а также решение проблем дефицита авиакеросина позволит сократить время и стоимость авиабилетов, соответственно будет развиваться внутренняя и международная конкуренция.
 
В противном случае, в стране будут постепенно сокращаться международные, а затем и внутренние рейсы, что приведет к не только дорогостоящим билетам, но и существенно повлияет на безопасность пассажиров.

Ерлан Каримов
 директор центра



Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 16.10.2023





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!