17.10.2023
В Казахстане имеет место критики в отношении ценовой политики и качества услуг национальных авиаперевозчиков.
Так, в сентябре 2023 г. депутаты Мажилиса Парламента РК возмутились ценами казахстанского лоукостера «FlyArystan» и потребовали снизить стоимость авиабилетов, а также отделить «FlyArystan» от материнской компании «Air Astana».
Немного цифр: В Казахстане регулярные коммерческие перевозки выполняют 6 авиакомпаний – «Air Astana»; «FlyArystan» (дочерняя организация «Air Astana»); «SCAT»; «Qazaq Air»; «Южное небо»; «Жетісу».
Внутренние авиаперевозки выполняются по 61 маршруту с частотой 694 рейса в неделю. Маршрутная сеть международных авиасообщений страны составляет 118 маршрутов с частотой 583 рейса в неделю в 31 страну.
В 2022 году аэропортами обслужено 21,1 млн. чел., перевезено 24,5 тыс. тонн грузов.
В 13 аэропортах действует режим «открытое небо» с предоставлением пятой степени «свободы воздуха» по направлениям, на которых не оперируют казахстанские перевозчики.
Из 21 действующих региональных аэропортов 18 категорированы по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО): аэропорты городов Астана и Алматы – по категориям IIIA и IIIB, аэропорт города Атырау – по категории II, аэропорты остальных городов – по категории I.
Правительство РК прямо и косвенно владеют 12 региональными аэропортами, в частном и доверительном управлении находятся 9 аэропортов страны.
Как известно, в Казахстане ценообразования на авиабилеты не регулируются государством, авиакомпании устанавливают тарифы самостоятельно. Поэтому отечественные авиакомпаний используют систему динамического ценообразования, которая зависит от востребованности авиамаршрутов и от загрузки авиарейсов, скидки происходят при низком спросе на билеты, а рост цен соответственно, при повышенном спросе.
Сопоставительный анализ: Для анализа цен возьмем 2 лоукостер-компаний, иностранную «Ryanair» (Ирландия) и «FlyArystan» (Казахстан), которые летают на практически одинаковые расстояния (в соседние страны и внутри страны) и аналогичный период времени (за 4 недели до вылета без «гибкого тарифа»).
Несмотря на то, что международные рейсы казахстанского лоукостера вышли дороже на 20%, на внутренних рейсах цена сопоставительно ниже.
Возможной причиной низкой стоимости авиабилета внутри страны, является то, что лоукостер «FlyArystan» использует инфраструктуру и технику материнской компании «Air Astana», которая позволяет сокращать расходы, вести единую бухгалтерию и субсидировать некоторые маршруты лоукостера. Соответственно, предложение депутатов Мажилиса по разделению двух авиакомпаний, скорее всего не приведет к удешевлению стоимости билетов.
Основными причинами «дороговизны» авиабилетов в Казахстане:
- физический износ основных фондов аэродромов в аэропортах, который превышает критический уровень и составляет 68%. Согласно мировой практике износ более 50% означает потерю устойчивости в деятельности авиаузла, несет угрозу обеспечения безопасности полетов, непредвиденные капитальные вложения и потерю финансовой устойчивости, уход с рынка международных перевозок;
- дефицит авиакеросина, который на сегодняшний день составляет 300 тыс. тонн в год. Как известно, в структуре себестоимости авиабилета расходы на авиакеросин составляют около 30%, что существенно влияет на конечную стоимость билета для пассажиров. С 2011 года стоимость авиакеросина в Казахстане не регулируется;
- практически все региональные аэропорты Казахстана убыточны. Содержание взлетно-посадочных полос для аэропортов является тяжелым финансовым бременем.
Рекомендации: В целом для решения проблем «дороговизны» авиабилетов в Казахстане рекомендуется:
- проведение реконструкции терминалов, взлетно-посадочных полос, периметрового ограждения, модернизация централизованной заправочной системы, складов ГСМ;
- оснащение аэропортов современными техническими средствами, применяемых при досмотре;
- обновление спецтехники для содержания аэродрома и наземного обслуживания воздушных судов, аварийно-спасательного обеспечения полетов;
- обновление производственных зданий и сооружений аэропортов;
- локализация производства авиакеросина марки Jet A-1 на казахстанских НПЗ;
- решение проблем достаточности финансирования региональных аэропортов (региональные аэропорты, а также местные исполнительные органы не в состоянии обеспечить соответствующее финансирование по модернизации аэропортов).
Вывод:
В Казахстане наблюдается региональная диспропорция в распределении пассажиропотоков и грузопотоков по маршрутам аэропортов. Так, из 21 действующих аэропортов страны на 2 крупнейших аэропорта страны (г. Алматы и г. Астана) приходится половина всех авиаперевозок. Соответственно региональные аэропорты не могут использовать в полной мере свой транзитный потенциал.
Техническая модернизация региональных аэропортов, а также решение проблем дефицита авиакеросина позволит сократить время и стоимость авиабилетов, соответственно будет развиваться внутренняя и международная конкуренция.
В противном случае, в стране будут постепенно сокращаться международные, а затем и внутренние рейсы, что приведет к не только дорогостоящим билетам, но и существенно повлияет на безопасность пассажиров.
Ерлан Каримов
директор центра
Все статьи