17.11.2023
Для декарбонизации транспортного сектора на глобальном уровне приняты несколько инициатив, осуществление которых позволит значительно сократить влияние этого сектора на глобальные выбросы парниковых газов.
Декларация транспортных средств с нулевым уровнем выбросов - ZEV
На COP26, проходившей в Глазго в 2021 году, группа лидеров из более чем 100 стран, предприятий и организаций, приверженная продвижению перехода к климатически нейтральному транспортному сектору, представила Декларацию транспортных средств с нулевым уровнем выбросов (ZEV - The Zero Emission Vehicles Declaration).
В соответствии с декларацией, подписанты обязуются: к 2040 году весь объем мировых продаж новых автомобилей и фургонов будут составлять модели с нулевым уровнем выбросов, а на ведущих рынках — не позднее, чем к 2035 году.
Подписантами данной декларации являются 228 сторон, среди которых 41 правительств стран, 78 городов, штатов и региональных правительств, 14 производителей автомобилей, 46 организаций, владеющие и/или эксплуатирующие автопарки или платформы совместной мобильности и 49 других участников отрасли.
Глобальный меморандум о взаимопонимании по автомобилям средней и большой грузоподъемности с нулевым уровнем выбросов – Global HDV MoU
В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по автомобилям средней и большой грузоподъемности с нулевым уровнем выбросов (Global memorandum of understanding on zero-emission medium- and heavy-duty vehicles) ведущие страны обязуются обеспечить 30% продаж новых грузовиков и автобусов с нулевым уровнем выбросов
к 2030 году и 100% к 2040 году.
Подписантами меморандума являются 162 стороны, среди которых 21 правительств стран, 23 городов, штатов и региональных правительств, 43 производителей грузовиков и автобусов, 43 организаций, владеющие и/или эксплуатирующие грузовики и автобусы и 32 других участников отрасли.
Сценарии развития декарбонизации транспортного сектора
В недавнем отчете Международного совета по чистому транспорту
(ICCT) были оценены траектории выбросов CO2 от транспортных средств в мире на основе последней информации по развитию рынка, принимаемым политикам и международным обязательствам. Основной вывод заключается в том, что переход на чистый путь развития быстро ускорился за последние два года, что привело к сокращению.
В базовом сценарии будет снижено примерно 17 миллиардов тонн CO2 в период с 2023 по 2050 год (зеленая область на рисунке). Это будет достигнуто за счет недавно принятых политик и трендов развития рынка таких как: принятые на уровне штата Калифорния правил Advanced Clean Cars II (ACC II), Advanced Clean Trucks (ACT) и Advanced Clean Fleets (ACF); прогнозируемый рост рынка в соответствии с Законом о снижении инфляции (the Inflation Reduction Act); принятые стандарты США от 2021 года на выбросы парниковых газов (ПГ) от фургонов; принятые в Европейском союзе стандарты позволяющие продавать только автомобили с нулевым уровнем выбросов CO2, начиная с 2035 года; и другие.
Далее, если все 41 правительств стран-подписантов Декларации ZEV, выполнят свои обязательства, будет предотвращено 5 миллиардов тонн выбросов CO2. Выполнение обязательств по Меморандуму Global HDV MoU позволит избежать примерно 6 миллиардов тонн. Объединив это с успешной реализацией внутренних национальных целей в области электротранспорта, которые предотвращают выбросы в размере 14 миллиардов тонн СО2, правительства стран по всему миру могли бы еще больше сократить выбросы CO2 на 25 миллиардов тонн до 2050 года (фиолетовая область на рисунке), что больше, чем совокупные выбросы мировых выбросов в 2021 году от 5 крупнейших эмитентов в мире: Китай, США, Индия, Россия и Япония.
Таким образом, реализация вышеупомянутых политик и объявленных целей в области чистого транспорта стабилизирует глобальные выбросы CO2 от транспортных средств к 2050 году после пика в 2030 году. Этого недостаточно для сокращения существующего разрыва до траектории достижения 2 градусов Цельсия, который в 2050 году он составляет 53 миллиардов тонн СО2.
Дополнительный потенциал снижения существует в таких мерах как политика предотвращения и переключения пассажирских и грузовых перевозок, повышение эффективности использования топлива пока еще эксплуатируемых традиционных транспортных средств, ускорение вывода старых транспортных средств из парка и корректировку импорта подержанных транспортных средств.
Надо отметить, что вышесказанное можно отнести к международным климатическим рискам, которые могут существенно повлиять на развитие экономики Казахстана, зависящего от доходов углеводородного сырья, который, в основном, используется для транспортного сектора. Можно, с определённой вероятностью говорить о снижении спроса на глобальном рынке нефтепродуктов после 2030 года.
Все статьи