Казахстан в развитии финансового сектора изначально выбрал модель континентальной Европы, где превалирует банковское финансирование. С августа 2007 года, когда начался банковский кризис, страна «зализывала раны», вызванные балластом неработающих кредитов. В напряженной работе на задворках госполитики оставался (и остается) фондовый рынок.
А между тем это окно возможностей для повышения инвестиционной привлекательности Казахстана, улучшения ситуации с корпоративным финансированием, широкого вовлечения граждан в экономическую жизнь страны.
Казахстанская Ассоциация миноритарных инвесторов (QAMS), созданная в апреле 2019 году в соответствии с правом МФЦА, презентовала профессиональным участникам рынка ценных бумаг (РЦБ) исследование «Возможности развития фондового рынка Казахстана». С результатами исследования делится исполнительный директор QAMS Данияр Темирбаев.
Кому и зачем нужен фондовый рынок?
Можно ли, да и нужно ли развивать фондовый рынок в Казахстане? Кому это нужно и зачем? В мире, где стираются границы между «национальным» и «международным» рынками, между банками, финтехом и маркет-плейсом, ответ на эти вопросы очевиден: не можно, а нужно!
Фондовый рынок нужен казахстанскому бизнесу, поскольку:
1. Банковское корпоративное финансирование упирается в недостаток залогового обеспечения, особенно когда речь идет о капиталоемких инвестиционных проектах. Казахстанский капитализм молод. В силу краткой истории накопления богатств обеспечения под банковские займы чаще всего недостает. А ведь привлекать капитал можно через выпуск ценных бумаг.
2. Когда фондовый рынок полноценно развивается, справедливую стоимость бизнеса гораздо легче оценить. Соответственно, значительно повышается ликвидность активов - гораздо легче продать такой бизнес. Для инвесторов важен не только момент «входа», но момент «выхода» из владения бизнесом или долей в нем.
Там, где компании стремятся стать публичными путем листинга на бирже, существенно повышается уровень корпоративной прозрачности. А это важный фактор инвестиционной привлекательности для международных инвесторов.
Фондовый рынок нужен для устойчивого долгосрочного развития накопительной пенсионной системы, ориентированной на инструменты РЦБ. Инвестирование пенсионных денег исключительно в госдолг и зарубежные ценные бумаги – это не то, что можно назвать устойчивой моделью в контексте развития всего финансового сектора Казахстана.
И, наконец, РЦБ нужен домохозяйствам – гражданам страны. Все больше людей, размещая тенговые вклады в банк, закладывают в ожидания по ставке вознаграждения валютные риски. Населению нужна альтернатива депозитам в банках и инвестициям в недвижимость.
В противном случае можно ожидать отток инвестиционного интереса на западные фондовые рынки, прежде всего США. Технологии онлайн доступа к торговле ценными бумагами и «демократизация» брокерских комиссий позволяют «попасть» на международные рынки через экран смартфона.
Административные меры в этом вопросе будут иметь обратный, негативный, эффект.
Где мы сейчас находимся?
Казахстан на биржевой карте мира находится в группе фронтирных (пограничных) рынков: небольшой, малоликвидный и ограниченно интегрированный в мировую экономику. Связь локального рынка с международными рынками проявляется через редкие выпуски долговых бумаг квазигосударственного сектора, еще более редкие IPO в Лондоне казахстанских эмитентов, а также инвестиции казахстанских граждан в акции американских компаний.
Общая капитализация девяти «голубых фишек» Казахстана составляет $28,3 млрд (здесь и далее - на конец 2020 года), или 17% к ВВП страны: восемь компаний представлены в индексе KASE и один эмитент (Kaspi) листингован на Лондонской фондовой бирже (LSE). Причем одна компания, KazMinerals, планирует уйти с бирж и стать частной. И количество казахстанских «голубых фишек» сократится до восьми.
Для сравнения: индекс «голубых фишек» Московской Биржи (MOEX) включает 15 наиболее ликвидных эмитентов российского фондового рынка с общей капитализацией $178,69 млрд, или 12,3% к ВВП России. А индекс малазийской фондовой биржи FTSE KLCI включает 30 самых крупных по капитализации компаний Малайзии с общей капитализацией $400 млрд - около 110% к ВВП Малайзии.
Надо учитывать, что в силу низкой ликвидности на биржах KASE и МФЦА (AIX), в отличие от РФ, в Казахстане не приходится говорить о втором и прочих эшелонах эмитентов. Среднедневной оборот акций на KASE и AIX составляет около $500 000, в то время как на MOEX – около $1 млрд, Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE) – около $1,5 трлн.
Характерной особенностью казахстанского РЦБ является (опять же в силу низкой ликвидности) то, что листинг казахстанских эмитентов в Лондоне является «старшим» по отношению к листингу на KASE и AIX – инвесторы ориентируются на результаты торгов на LSE.
Как подняться на ступень выше?
Исследование QAMS выявило, что, с точки зрения профучастников РЦБ (глубинные интервью были проведены с 43 респондентами), инфраструктура рынка (технологическое развитие бирж, клиринг, правовые условия и т. д.) важна, но она вторична. Первичны: наличие множества инвестиционных идей (эмитентов) и ликвидность рынка.
Ключевыми проблемами в развитии казахстанского РЦБ респонденты назвали низкую ликвидность (37%) и дефицит эмитентов (51%).
Проблему дефицита публичных компаний может решить ускоренная приватизация госактивов. Но приватизация нужна не ради приватизации, а как способ сокращения доли государства в экономике. Чтобы дать больше жизненного пространства для реализации предпринимательской инициативы. 83% респондентов видят взаимосвязь между долей государства в экономике и развитием фондового рынка. На вопрос «Может ли приватизация государственных активов стать триггером развития РЦБ?» 80% экспертов ответили утвердительно.
Можно констатировать низкие темпы приватизации, а также отсутствие ответственности за неисполнение планов. За 20 лет было проведено пять IPO компаний с госучастием: «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ), «Казахтелеком», «КазТрансОйл», «KEGOC», «Казатомпром». При этом РД КМГ вернулась в госсобственность. Из восьми IPO плана приватизации на 2016-2020 годы состоялось только одно IPO - «Казатомпром».
Приватизация путем IPO нужна не в пять лет «по чайной ложке», а несколько компаний в сжатый промежуток времени (пять-семь за три года), и необязательно холдингов. Могут быть выставлены на IPO «дочки» и «внучки» холдингов. При этом free-float (количество акций в свободном обращении) должен быть не менее 25%.
Что это даст? В этом случае:
1. Будет интерес иностранных институциональных инвесторов к казахстанскому рынку, поскольку нерезиденты не придут к нам за одной или двумя инвестиционными идеями и за небольшим free-float.
2. У Казахстана появятся шансы войти в международный биржевой индекс MSCI. Для этого важны количество эмитентов, их общая капитализация, а также ликвидность рынка. Попадание в MSCI – прямая дорога для акций казахстанских эмитентов в портфели международных институциональных инвесторов.
Как ускорить темпы приватизации?
Согласно выводам QAMS, сочетание административного кнута и долгосрочной мотивации менеджмента будут эффективным инструментом в этом направлении. Можно рассмотреть разную систему оплаты труда в публичных и непубличных компаниях квазигосударственного сектора, а также оплату опционами на акции в качестве бонусов.
Превалирование госучастия в экономике также происходит через различные госпрограммы, которые подменяют рынок. В настоящее время насчитывается 18 госпрограмм, в той или иной степени связанных с корпоративным финансированием, объемом бюджета 36,7 трлн тенге. Для сравнения: объем банковских корпоративных кредитов (небанковским юрлицам) на конец ноября 2020 года составил 7,3 трлн тенге.
В таких условиях рыночная конкуренция подменяется конкуренцией за доступ к бюджетным субсидиям. Необходимо сократить количество госпрограмм до минимума социально значимых.
Как повысить ликвидность рынка?
71% опрошенных убеждены, что развитие конкурентного рынка управления пенсионными активами может стать драйвером развития РЦБ. При этом 28,5% респондентов одной из ключевых проблем рынка назвали наличие фактически одного институционального инвестора – ЕНПФ. Это заметно по цифрам: активы пенсионного фонда на конец 2020 года составили 12,7 трлн тенге против 1,4 трлн совокупных активов страховых компаний Казахстана.
Для формирования долгосрочного институционального спроса на ценные бумаги, повышения глубины и ликвидности рынку нужен не один внутренний институциональный инвестор (ЕНПФ), а конкуренция в управлении пенсионными активами. Такая конкуренция и право вкладчиков ЕНПФ выбирать управляющую компанию (УК) - попутчики в поезде под названием «Развитие фондового рынка Казахстана».
Модель развития индустрии управления пенсионными активами в Казахстане мог бы стать должна предусматривать учет риск-аппетита самого вкладчика ЕНПФ. А для этого необходимы разные подходы в регулировании деятельности частных и государственной управляющих компаний. Если вкладчик выбирает «консервативную» инвестиционную стратегию, «по умолчанию» его пенсионные активы должны находиться под управлением уполномоченной государством компании. А это значит, что инвестиции будут преимущественно в активы, номинированные в тенге, с превалированием государственных ценных бумаг. В этом случае гарантия государства в отношении доходности не ниже инфляции должна сохраняться.
Если клиент ЕНПФ голосует за «умеренную» или «агрессивную» инвестстратегию, он может выбрать одну из частных УК. При этом у частных УК должно быть больше пространства для маневра в отношении валютной структуры инвестиционного портфеля и выбора финансовых инструментов.
В противном случае частные УК ничем не будут отличаться от государственного инвеступравления, и в Казахстане не зародится индустрия управления пенсионными активами.
Упомянутые выше необходимые составляющие успеха в развитии фондового рынка Казахстана являются наиболее существенными, но не исчерпывающими, в рамках исследования QAMS.