Кто же главный виновник неравенства? Часть II.

06.12.2023

Критики доктрины Нового государственного управления* видят причину усугубления неравенства в превалировании рыночного подхода к государственной службе и передачи большого количества функций частному сектору.

Новое государственное управление противопоставляется предшествовавшему ему периоду классического государственного администрирования Вебера.  Государственное администрирование Вебера предполагало прямое оказание услуг населению государством и, следовательно, ответственность государственных служащих за качество услуг и защиту интересов каждого гражданина.

 
В эпоху Нового государственного управления большая часть рабочего времени бюрократического аппарата, ответственного за политику центрального или местного органа власти отведена опосредованному участию в жизни общества – регулированию, мониторингу и оценке работы многочисленных подрядчиков, контактирующих с населением. Децентрализация и приватизация привели к стиранию границ между государством и бизнесом, ужесточению масштабов коррупции на высоком уровне.

По этой причине, такие важные для государства понятия как равенство, гражданственность, человеческое достоинство, справедливость, отзывчивость и подотчетность ушли на второй план. На смену реальных ценностей пришли бизнес-нормы: эффективность, компетентность, результативность, производительность, прибыльность и конкурентоспособность.
 
*Доктрина Нового государственного управления, получившая распространение в 80-90-е годы прошлого века, пронизана неолиберальными идеалами и предусматривает ориентацию государственных органов по примеру бизнес структур на повышение результативности и эффективности функционирования государственной администрации.

В угоду рыночных ценностей роль государства в социальной жизни людей сокращается, ослабевает внимание к вопросам и интересам социально-незащищенных слоев населения. Погоня за показателями экономического роста и производительности экономики, которые не имеют ничего общего с благополучием конкретного гражданина и семьи, заменяет цель улучшения благосостояния простых граждан. Искажается фокус государственного управления: ориентация на человека и его интересы смещается в пользу эффективности и результата.
 
Обозначенные подходы НГУ не совместимы с природой государства как общественного института. Трудно не согласиться с тем, что прорыночный подход к государственному управлению сыграл значимую роль в отсутствии прогресса в вопросе сокращения неравенства и эффективности перераспределения доходов.
 
И все же свет в конце туннеля становится ярче. Несмотря на сопротивление практиков государственного управления, воспитанных на ценностях прорыночной доктрины 80-90-х годов прошлого столетия, прогрессивные идеи (Новые государственные услуги, Новые государственные ценности, Целостное управление, и др.) проникают в ежедневную деятельность государств развитых стран. Хочется надеяться, что изменение государственного управления в прогрессивном обществе и восстановление важности идей социальной справедливости повлечет изменения ориентиров и в развивающихся странах.

Нургуль Хайдарова
 советник



Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 20.09.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!