Одной из основных тенденций развития мировой экономики, изменения ее структуры последних лет, становится рост значимости сектора услуг, наблюдается динамичное развитие сферы услуг как на международном, так и на национальном уровнях.
По данным UNCTAD, в последние годы мировой экспорт услуг рос заметно быстрее товарной торговли, увеличившись только за последние 12 лет в 2018 г. по отношению к 2006 г. в 2 раза при росте экспорта товаров за аналогичный период на 31%. Объем мирового экспорта услуг в 2018 г. по сравнению с 2017 г. вырос на 7,7%, составив 5,845 трлн долл. США, что составляет 23,3% мировой торговли товарами и услугами /1/.
Вместе с динамичным развитием международная торговля услугами оказалась более устойчивой к кризисным явлениям: если падение мирового экспорта услуг в 2009 г. составило порядка 13%, то падение экспорта товаров превысило 23%.
Еще более наглядно об изменившейся роли сферы услуг в мировой экономике свидетельствуют темпы прироста за период 2000–2017 гг. Экспорт и импорт услуг, по данным на конец этого периода, в текущих ценах превысил 5 трлн долл., что выше аналогичных показателей 2000 г. на 221,2% и 211,1%, соответственно. Крупными секторами международной торговли становятся следующие сферы услуг: банковские, страховые, транспортные, логистические, информационно-коммуникационные, инжиниринговые услуги и др.
В условиях развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в 2015 г. пятью государствами создан /2/ и начал работу Евразийский экономический союз (ЕАЭС), одной из целей которого является обеспечение свободы поставки услуг, т. е. создание общих рынков услуг на внутреннем рынке интеграционного союза. В этом контексте анализ влияния предпринятых мер по достижению указанной цели, определение проблемных вопросов и выработка рекомендаций по развитию общего рынка услуг ЕАЭС, снятие имеющихся барьеров обусловливают актуальность настоящей статьи.
Исследованию проблематики либерализации торговли услугами в рамках интеграционных объединений посвятили свои работы ряд авторов стран СНГ. В частности, в /3/ рассмотрен правовой аспект создания общих рынков услуг в Европейском союзе, рассмотрены подходы к определению понятия «услуга», в /4/ в рамках рассмотрения формирования внутреннего рынка ЕС в целом авторы делают выводы о более низких темпах либерализации торговли услугами в ЕС, чем товарами, а также о слабом стимулировании роста сферы услуг из-за сохранения раздробленности рынков. В /5/ рассмотрены основные модели участия стран в региональных торговых соглашениях в области услуг, например США в НАФТА, ЕС, АСЕАН и на основе изученного опыта выработаны рекомендации для России при заключении подобных соглашений.
Отдельными авторами рассмотрены вопросы формирования единого рынка услуг в рамках СНГ /6/ и выработаны рекомендации по дальнейшей интеграции в сфере услуг в рамках единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана.
В отношении создания единых рынков услуг ЕАЭС относительно небольшое число авторов занималось лишь отраслевыми аспектами, к примеру, в работе /7/ рассмотрены вопросы создания единого рынка научно-исследовательских работ в ЕАЭС. В работах /8, 9/ освещены отдельные аспекты создания единого рынка аудиторских услуг в рамках ЕАЭС. В /10/ предметно рассмотрены вопросы создания единого рынка транспортных услуг в данном интеграционном объединении.
Попытка изучения вопросов необходимости и проблем формирования единого рынка услуг ЕАЭС в целом изложена в работе /11/. Вместе с тем, освещенные вопросы в целом направлены на развитие экспорта услуг стран ЕАЭС в третьи страны, что в соответствии с Договором о ЕАЭС находится в национальной компетенции государств-членов ЕАЭС и не является предметом либерализации торговли на внутреннем рынке интеграционного объединения.
Таким образом, предметные вопросы проблем формирования единых рынков услуг ЕАЭС в целом, а также анализ текущей ситуации являются недостаточно изученными.