Евразийская интеграция: единый рынок услуг

11.08.2021

Авторы:

Куаныш ЕЛИКБАЕВ, Заместитель директора Департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии, магистр экономики, аспирант кафедры международных экономических отношений Российского университета дружбы народов (Москва).


Аннотация

Цель – обоснование важности изучения международной практики регулирования торговли услугами с учетом создания общих рынков в рамках Евразийского экономического союза. Новизна – авторская оценка влияния предпринятых мер по созданию общего рынка услуг евразийского интеграционного объединения, выявлены проблемные вопросы и представлены рекомендации по его развитию. Результаты – осуществлен содержательный критический анализ достигнутого уровня по созданию общего рынка услуг интеграционного объединения, определены уязвимые места договоренностей, показана реальная картина с массой изъятий и ограничений. На основе собственных расчетов доказано, что за 5 лет функционирования Евразийского экономического союза не удалось существенно увеличить в нем долю внутренней торговли услугами.

Введение

Одной из основных тенденций развития мировой экономики, изменения ее структуры последних лет, становится рост значимости сектора услуг, наблюдается динамичное развитие сферы услуг как на международном, так и на национальном уровнях. 

По данным UNCTAD, в последние годы мировой экспорт услуг рос заметно быстрее товарной торговли, увеличившись только за последние 12 лет в 2018 г. по отношению к 2006 г. в 2 раза при росте экспорта товаров за аналогичный период на 31%. Объем мирового экспорта услуг в 2018 г. по сравнению с 2017 г. вырос на 7,7%, составив 5,845 трлн долл. США, что составляет 23,3% мировой торговли товарами и услугами /1/. 

Вместе с динамичным развитием международная торговля услугами оказалась более устойчивой к кризисным явлениям: если падение мирового экспорта услуг в 2009 г. составило порядка 13%, то падение экспорта товаров превысило 23%. 

Еще более наглядно об изменившейся роли сферы услуг в мировой экономике свидетельствуют темпы прироста за период 2000–2017 гг. Экспорт и импорт услуг, по данным на конец этого периода, в текущих ценах превысил 5 трлн долл., что выше аналогичных показателей 2000 г. на 221,2% и 211,1%, соответственно. Крупными секторами международной торговли становятся следующие сферы услуг: банковские, страховые, транспортные, логистические, информационно-коммуникационные, инжиниринговые услуги и др. 

В условиях развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в 2015 г. пятью государствами создан /2/ и начал работу Евразийский экономический союз (ЕАЭС), одной из целей которого является обеспечение свободы поставки услуг, т. е. создание общих рынков услуг на внутреннем рынке интеграционного союза. В этом контексте анализ влияния предпринятых мер по достижению указанной цели, определение проблемных вопросов и выработка рекомендаций по развитию общего рынка услуг ЕАЭС, снятие имеющихся барьеров обусловливают актуальность настоящей статьи. 


Обзор литературы 

Исследованию проблематики либерализации торговли услугами в рамках интеграционных объединений посвятили свои работы ряд авторов стран СНГ. В частности, в /3/ рассмотрен правовой аспект создания общих рынков услуг в Европейском союзе, рассмотрены подходы к определению понятия «услуга», в /4/ в рамках рассмотрения формирования внутреннего рынка ЕС в целом авторы делают выводы о более низких темпах либерализации торговли услугами в ЕС, чем товарами, а также о слабом стимулировании роста сферы услуг из-за сохранения раздробленности рынков. В /5/ рассмотрены основные модели участия стран в региональных торговых соглашениях в области услуг, например США в НАФТА, ЕС, АСЕАН и на основе изученного опыта выработаны рекомендации для России при заключении подобных соглашений.

Отдельными авторами рассмотрены вопросы формирования единого рынка услуг в рамках СНГ /6/ и выработаны рекомендации по дальнейшей интеграции в сфере услуг в рамках единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана.

В отношении создания единых рынков услуг ЕАЭС относительно небольшое число авторов занималось лишь отраслевыми аспектами, к примеру, в работе /7/ рассмотрены вопросы создания единого рынка научно-исследовательских работ в ЕАЭС. В работах /8, 9/ освещены отдельные аспекты создания единого рынка аудиторских услуг в рамках ЕАЭС. В /10/ предметно рассмотрены вопросы создания единого рынка транспортных услуг в данном интеграционном объединении. 

Попытка изучения вопросов необходимости и проблем формирования единого рынка услуг ЕАЭС в целом изложена в работе /11/. Вместе с тем, освещенные вопросы в целом направлены на развитие экспорта услуг стран ЕАЭС в третьи страны, что в соответствии с Договором о ЕАЭС находится в национальной компетенции государств-членов ЕАЭС и не является предметом либерализации торговли на внутреннем рынке интеграционного объединения.

Таким образом, предметные вопросы проблем формирования единых рынков услуг ЕАЭС в целом, а также анализ текущей ситуации являются недостаточно изученными.

Методология и информационная база

В исследовании использованы теоретический метод, описательный метод, статистические методы исследования. Информационной базой исследования послужила официальная статистическая информация Евразийской экономической комиссии и национальных статистических служб стран-членов ЕАЭС.





Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 11.08.2021





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!