20.12.2023
Управление миграцией населения – это сложный, многогранный процесс, формирующий общественную динамику страны в ее социально-экономическом, социально-политическом, демографическом и этническом аспектах.
Управление миграционным процессом может быть прямым или косвенным. Прямое управление осуществляется миграционным законодательством, где расписаны порядок эмиграции и иммиграции; права и обязанности иммигрантов; порядок ассимиляции иммигрантов и т.п. Косвенное управление предусматривает создание в стране среды, обеспечивающей позитивные процессы миграции, например для Казахстана это сокращение отрицательного сальдо миграции.
Одним из инструментов косвенного воздействия на миграцию является обеспечение социальной привлекательности регионов, которую можно оценить с помощью Системы региональных стандартов (далее – СРС), так как СРС представляет собой интегральный индикатор, характеризующий обеспеченность населенных пунктов базовыми объектами и услугами социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
По данным 2022 года уровень обеспеченности населения объектами и услугами (благами) в соответствии с СРС по республике составил всего 55,7%. Региональные показатели СРС указывают на наличие проблемы социальной привлекательности регионов РК и возможно это одна из причин оттока населения и отрицательного сальдо миграции, которое составило 6 722 человек или 3,4 человек на 10,0 тыс. населения.
Рассмотрим ситуацию в регионах, которые дифференцируются по уровню социальной привлекательности и миграционным тенденциям.
Города Астана, Алматы, Шымкент являются регионами прибытия, а уровень обеспеченности объектами и услугами в соответствии с СРС превышает 70,0%. Это относительно высокий уровень социальной привлекательности и возможно это является одной из причин притока населения в эти города. При этом необходимо отметить, существование рисков для городов Алматы и Астана от высокой интенсивности притока населения и увеличения нагрузки на жизнеобеспечивающую инфраструктуру городов. При не совпадении интенсивности прибытия населения в эти города и темпов роста обеспеченности объектами и услугами в соответствии с СРС, может возникнуть дефицит услуг, износ основных фондов и снижение уровня обеспеченности по СРС.
В Мангистауской и Алматинской областях, несмотря на механический прирост населения, уровень обеспеченности по СРС составляет не более 65,6%. Вероятно на миграционное поведение людей оказывают влияние другие факторы. Но пребывающее население может столкнуться с дефицитом услуг социальной, инженерной, транспортной инфраструктур.
В Актюбинской и Северо-Казахстанской области, так же очевидно, что интенсивность оттока населения не связана с уровнем обеспеченности объектами и услугами по СРС. В этих регионах, несмотря на то, что уровень СРС относительно высокий, более 80,0%, наблюдается отток населения.
В остальных 13 регионах уровень обеспеченности по СРС составляет не более 66,7% и наблюдается отрицательное сальдо миграции. В этих регионах, отток населения может быть связан с недостаточным обеспечением населения объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Полученная информация говорит о возможности применения СРС как косвенного инструмента управления миграцией. Выявленные зависимости показывают, что рост уровня СРС может улучшить миграционные потоки: сократить отток населения из регионов, где есть риск опустошения территорий (в основном это регионы северного, восточного, северо-западного Казахстана) и уменьшить приток, где есть риск высокой нагрузки на инфраструктуру (в основном это города республиканского значения).
Другими факторами, оказывающими косвенное воздействие на миграцию населения выступают возможность трудоустройства, уровень оплаты труда, доступность жилья, а также экологическая безопасность региона. Про них мы расскажем в следующих публикациях.
Дина Бектлеева
ведущий эксперт
Все статьи