24.09.2021
КОММЕНТАРИИ К ПОСЛАНИЮ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА
от 1 сентября 2021 года
Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны
О концепции управления государственными финансами
Эксперт:
Куаныш Бейсенгазин
Директор Центра ERI
Размер гарантированного трансферта из Национального фонда (далее —НФ) будет определяться на основе нового контрцикличного бюджетного правила.
Правило предусматривает планирование гарантированного трансферта из НФ в размере, не превышающем объём прогнозируемых поступлений в НФ от организаций нефтяного сектора при расчётной цене на нефть (цена отсечения).
Расчётная цена будет определяться совместными действиями Правительства и Нацбанка.
Контрцикличное правило позволит сберегать больше средств в НФ при высоких ценах на нефть и увеличивать гарантированный трансферт для сбалансированности бюджета — при низких ценах на нефть.
Целевые показатели бюджетного баланса будут реализованы путём установления обязательных предельных значений расходов на среднесрочную перспективу. Пороговые значения расходов должны отражать предполагаемый путь по сокращению трансфертов из НФ и удержанию уровня госдолга на безопасных уровнях, а также реалистичные макроэкономические прогнозы и прогнозы доходов на соответствующий период.
Неотъемлемой частью системы бюджетных правил также выступит правило о долге.
В Казахстане, как и во всём мире, негативные влияния последствий пандемии COVID-19 на экономику страны стали основными причинами роста долга. Поэтому будут закреплены как количественные, так и институциональные правила долга, выполнение которых будет обязательным.
Таким образом, будет создана эффективная система бюджетных правил, которая будет способствовать усилению макроэкономической стабильности. Каждое правило будет взаимосвязано и взаимодополняемо.
На данный момент эти и другие концептуальные меры прорабатываются в рамках Концепции бюджетной политики РК до 2030 года.
О мерах государственной поддержки бизнеса
Эксперт:
Дарина Кенес
Заместитель директора Центра ERI
Опыт прошлого года показал, что своевременная господдержка позволила бизнесу не только остаться на плаву, но и обеспечить экономический рост.
Следует продолжить данный эффективный механизм взаимодействия посредством реализации программ по поддержке предпринимательства «ДКБ—2025» и «Экономика простых вещей» для обеспечения запланированной трансформации развития бизнеса в рамках Национального плана развития страны до 2025 года.
Это позволит в 2021 году за счёт господдержки дополнительно увеличить выпуск продукции на сумму более 11,2 трлн тенге, сумму налоговых выплат на 0,7 трлн тенге, создать порядка 4,5 тысяч новых рабочих мест.
Таким образом, решение Главы государства по пролонгации сроков реализации вышеуказанных программ и доведение объёма их финансирования до триллиона тенге окажет значительный положительный эффект как на развитие бизнеса, так и на экономику в целом.
Это обеспечит достижение запланированной трансформации бизнеса в движущую силу нового экономического курса и достижение целевых стратегических индикаторов по доле МСП в ВВП до уровня 35%, а среднего бизнеса до 15% к 2025 году.
О задаче по достижению углеродной нейтральности РК к 2060 году
Эксперт:
Ерлан Каримов
Заместитель директора Секретариата по ЦУР ERI
Учитывая, что в РК более 70% генерации электроэнергии осуществляется углём, такая цель показывает серьёзные намерения страны встать на рельсы устойчивого развития.
О необходимости в экологизации экономики говорят не только отечественные эксперты, но и авторитетные международные исследования.
Согласно отчёту SDG Index, в 2021 году Казахстан занимает 59 место в мировом рейтинге по достижению целей и задач устойчивого развития. При этом вопросы экологии являются самыми острыми и актуальными для страны.
Предстоящие вызовы, связанные с окружающей средой можно разделить на два крупных блока:
1) влияние изменения климата;
2) риски снижения продаж основных экспортных товаров страны.
Изменение климата уже сегодня отрицательно влияет на многие отрасли в РК, особенно на сельское хозяйство и промышленность. Это выражено низким уровнем осадков, засушливостью, резким колебанием погодных условий и неравномерным распределением ресурсов.
Предстоящие изменения в международной торговле, связанные с введением ЕС «углеродного налога» в 2023 году, вызывают риски недополучения доходов от продажи основных экспортных товаров (энергоресурсы, металлы, химикаты и т.д.).
У РК есть определённые достижения в области экологизации. К примеру, в 2013 году Казахстан первым в Центральной Азии ввёл систему торговли квотами на выбросы углекислого газа (СТВ), который является отличным рыночным инструментом экологической политики страны.
В 2015 году страна представила первый определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ) по обязательствам РК в рамках Парижского соглашения (сдерживания глобального потепления на уровне значительно ниже 2°C по сравнению с уровнями 1990 г.).
Учитывая обязательства Казахстана в рамках Парижского соглашения, планируемого ЕС углеродного налога, а также назревающего дефицита электрической энергии к 2030 году, Казахстану необходимо мобилизовать большие средства и вести работу по климатической маркировке бюджета. Внедрение в РК климатической маркировки бюджета позволит разработать механизм выявления расходов государства, направленных на озеленение экономики и затрат на сферы, оказывающие негативное влияние на климат.
Эксперт:
Долорес Тюлебекова
Директор Центра ERI
Достижение углеродной нейтральности — один из ключевых вопросов в мировой повестке.
В рамках обзора ОЭСР в 2021 году были освещены меры и опыт зарубежных стран по зелёному бюджетированию и стремлению к углеродной нейтральности.
Совместное исследование ОЭСР-ЕС показало, что 21 из 34 стран ОЭСР (62%) предприняли действия по интеграции экологических перспектив с мерами по борьбе с COVID-19.
В качестве примера рассмотрим опыт Финляндии по разработке мер для достижения углеродной нейтральности. По мнению экспертов, для достижения этой цели к 2035 году Финляндии необходимо уменьшение использование ископаемого топлива и вырубка леса.
В данный момент масштабы вредных выхлопов в атмосферу в стране Суоми составляют порядка 60 млн тонн углекислого газа, тогда как природное поглощение углеводорода оставляет порядка 20 млн тонн в год.
Наибольшая ответственность ложится на плечи энергетической промышленности, которая должна сократить или полностью избавиться от использования каменного угля и индустриальных масел, запустить АЭС (Олкилуото) и увеличить долю использования энергии ветра.
Следующий важный момент – автопром. Уменьшение вредных выхлопов должно произойти за счёт перехода на электромобили и биотопливо, а также путём общего сокращения частного автопарка.
При повышении стоимости углеродоёмких активов, страны будут вынуждены направлять инвестиции и потребление в сторону низкоуглеродных альтернатив. При таком условии эти активы будут оставаться инструментом восстановления госфинансов и увеличения налоговых поступлений.
О разработке законопроекта по развитию агломераций
Эксперт:
Кайсар Нигметов
Директор Центра ERI
Разработка отдельного законопроекта по развитию городских агломераций позволит четко разделить функции между центром и периферией, упорядочить градостроительное и земельное планирование и установить единую транспортную модель на всей территории агломерации.
Городские агломерации это – локальная система урбанизированных населённых пунктов, расположенных вокруг одного или нескольких крупных городов (центров агломерации), имеющих повседневные трудовые, производственные и иные экономические связи.
В настоящее время в Казахстане выделяются 4 агломерации с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе. В них проживает около 38 % населения страны (7,1 млн человек: из них 5,1 — городское население, 2 млн — сельское).
В центрах агломераций генерируется примерно 1/3 ВВП страны. На их долю приходится более 60 % привлекаемых в страну иностранных инвестиций.
В развитии городских агломераций отмечается ряд проблем: отсутствует единая модель управления развитием городской агломерацией, отмечается недостаточная координация инфраструктурного развития и бюджетного планирования города-центра и периферийных населенных пунктов агломерации.
Актуальными остаются проблемы, связанные с высоким износом сетей, слабой транспортной связанностью, антропогенным воздействием на окружающую среду.
В результате ежедневной маятниковой миграции центры агломераций испытывают проблемы значительной нагрузки на социальную и инженерную инфраструктуры, нехватки жилья и так далее.
В настоящее время в части развития городских агломераций имеются определенные институциональные барьеры – это отсутствие законодательных норм, регулирующих их развитие, пробелы в регулировании земельных вопросов, ограничения для заимствования средств, несовершенство статистических данных и методологии и другие.
Международный опыт свидетельствует, что концентрация населения в городах, развитие секторов «экономики знаний» обеспечивают более высокую производительность труда (на 20-50% выше, чем на остальных территориях).
Агломерации опережают прочие территории страны по показателю ежегодного прироста рабочих мест в расчёте на тысячу жителей. Развитая экономика и соцсфера агломераций способствуют тому, что в большинстве государств (в 15 из 20 самых крупных агломераций) население агломераций растёт быстрее, чем в целом по стране. Для казахстанских городов-центров агломераций — это ещё и вопрос усиления конкуренции за таланты, инвестиции и так далее.
Например, в масштабах макрорегиона Евразии для Алматы конкурирующими городами будут Урумчи и Бишкек; для Актобе – Оренбург, Саратов, Самара, Казань; для Нур-Султана – Омск, Челябинск, Новосибирск, Екатеринбург,Омск; для Шымкента – Ташкент.
О цели по взращиванию и усилению отечественного IT-сектора
Эксперт:
Наурыз Байзаков
Ведущий эксперт Центра ERI
Считаю актуальной цель, озвученную Главой государства о том, что Казахстан должен стать центральным цифровым хабом на значительной части евразийского региона.
Работу в этом направлении в РК проводят уже длительное время: с 2005 года функционирует Технопарк Алатау, с 2018 года — Astana Hub, представленный как крупнейший международный технопарк IT-стартапов в Центральной Азии.
У нашей страны огромный потенциал в этом направлении, прекрасное расположение между Россией и Китаем. Однако нам нужны свои отечественные «Яндекс» или «Google» для набора оборотов в сфере IT. Одним из отечественных аналогов «Яндекса» считаю Kaspi.kz. Он за последние 5 лет добился огромного уровня в цифровизации за счёт своего приложения. Ежедневно мы наблюдаем, как у него увеличиваются ресурсные возможности. С большой степенью вероятности эта компания повлияет на уровень инновационного развития в Казахстане.
О проблеме обеспечения питьевой водой
Эксперт:
Айша Окушева
Ведущий эксперт Секретариата по ЦУР ERI
По прогнозам, если не предпринять решительных действий сегодня, то к 2050 году дефицит воды в Казахстане возрастет в 3 раза.
Дефицит воды в РК касается как питьевой воды, так и воды для потребностей сельского хозяйства. Казахстан является водозависимой страной, поэтому проблема использования трансграничных рек относится к приоритетным задачам государства.
В ходе Послания Президент поручил Правительству решить проблему обеспечения чистой водой в ближайшие 5 лет, что является реализацией шестой Цели устойчивого развития. ЦУР 6 охватывает задачи по всеобщему и равноправному доступу к безопасной и питьевой воде для всех.
Эксперт высказалась о планах по строительству новых водохранилищ: это позволит снизить угрозу паводковых явлений, ввести в оборот новые орошаемые земли. Также будет исключена зависимость от объёмов воды трансграничных рек Узбекистана, Кыргызстана, России.
Реализация проектов по цифровизации магистральных каналов (где будут установлены системы учёта и контроля воды), позволит отслеживать перерасход поливной воды, позволяя экономить воду. Поэтапно будут оцифрованы все основные каналы по стране. Необходимо изменить и методы расхода воды в сельском хозяйстве.
Второй способ решения проблемы дефицита питьевой воды — это её экономия и рациональное использование, недопущение утечки и загрязнения водных ресурсов.
В настоящее время разработана Концепция госпрограммы по управлению водными ресурсами на 2020—2030 годы. Целью Концепции является сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия для населения и экономики.
Цифровизация водного хозяйства, геоинформационные системы по мониторингу и контролю позволят внедрить политику водосбережения, снизить эксплуатационные расходы и вести достоверный учёт за количеством и качеством используемый воды. Если постоянно работать на развитие инновационных технологий, то уже в ближайшее время можно будет решить проблему дефицита пресной воды.
О повышении доступа к финансовым ресурсам на селе за счёт задействования потенциала микрокредитных организаций
Эксперт:
Нұрболат Құрметұлы
Заместитель директора Центра ERI
Одним из главных факторов, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса в сельской местности, является отсутствие доступа к недорогим кредитам.
Банки второго уровня в большинстве случаев неохотно идут на кредитование предпринимателей из сельской местности из-за отсутствия или неликвидности залога.
Практически во всех регионах сельские предприниматели сообщают, что не могут получить кредит на развитие своего бизнеса. Косвенно об этом говорят данные Нацбанка РК: в 2020 году объём кредитов в экономике страны составил 14,6 трлн тенге, и только 0,2 трлн тенге (1,6%) были направлены в отрасль сельского хозяйства.
Банки второго уровня (БВУ) предпочитают работать с крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями.
При этом основная часть производства животноводческой, плодоовощной продукции производится как раз крестьянскими и фермерскими хозяйствами, а также личными подсобными хозяйствами. К примеру, в 2020 году крестьянские, фермерские и личные подсобные хозяйства (ЛПХ) произвели почти 74% от всего объёма валового выпуска сельхозпродукции.
Инициативу Президента по задействованию потенциала микрокредитных организаций в обеспечении дешёвых кредитов в сельской местности считаем очень своевременной. Условия в микрокредитных организациях не такие жёсткие, как в БВУ.
В целом, повышение доступа к финансовым ресурсам на селе является хорошим инструментом, доказавшим свою эффективность во многих развитых странах. Несомненно, реализация данной инициативы даст большой толчок развитию не только сельского хозяйства, но и повышению благосостояния сельских жителей.
Все статьи