Гендерные проблемы в науке и высшем образовании

23.01.2024

Статистика по гендерному равенству в Казахстане в области образования показывает наличие гендерного дисбаланса на уровне принятия решений.

Несмотря на то, что в настоящее время большинство рабочей силы в секторе составляют женщины, их представленность на руководящих и высокопоставленных должностях остается на низком уровне. Несмотря на большое количество женщин с высшим образованием, их доля уменьшается по мере продвижения по иерархии управления.

В области образования среди исследователей наблюдается количественная феминизация. Как показано на рисунке, в начальные годы статистики, особенно в 2006-2010 годах, можно заметить флуктуации в доле женщин-исследователей по сравнению с мужчинами-исследователями.


Однако в период с 2010 по 2015 год процентные показатели достигли почти равного распределения. В 2015 году процентное соотношение женщин-исследователей было выше, чем у мужчин-исследователей, и эта тенденция продолжалась до 2022 года. В 2021 году гендерное распределение сместилось в пользу женщин: доля женщин-исследователей составила 54,5%, а мужчин-исследователей - 45,5%. Несмотря на тенденцию роста доли женщин-исследователей, наблюдались флуктуации в определенные годы, например, самый низкий показатель в 2012 году и пик в 2021 году.

Доля женщин среди занимающихся научной работой исследователей в течение последних 18 лет стабильно превышает 50 процентов, за исключением 2012 года, когда она составила 49,9%.


Хотя увеличение числа женщин среди исследователей является положительной тенденцией, это только количественная феминизация, а не качественная. Например, доля женщин на руководящих должностях в высшем образовании превысила 20 процентов только в 2019 и 2022 годах.


Как видно из рисунка, в образовательной сфере наблюдается значительный гендерный дисбаланс в пользу мужчин среди руководителей. За последние двадцать лет в образовании, включая руководящие позиции, происходили изменения в гендерном распределении, однако, несмотря на это, в этой области по-прежнему сложно достичь гендерного равенства. В период с 2000 по 2011 год доля женщин на руководящих должностях колебалась между 7 и 11 процентами. В период с 2012 по 2018 год, несмотря на некоторые флуктуации, была заметна тенденция к росту. Самый высокий процент был достигнут в 2019 году - 24%, после чего показатель снизился, но значительных изменений не произошло.

Низкая доля женщин на уровне принятия решений в сфере высшего образования в Казахстане указывает на необходимость принятия специальных мер по гендерному равенству в системе образования. 

Учитывая, что такие инициативы, как программы менторства и политика поддержки инклюзивности, могут улучшить ситуацию, мы считаем целесообразным более активное реализацию следующих мер в нашей стране:
  • Программы наставничества. Создание официальных программ наставничества, связывающих опытных женщин-лидеров в сфере высшего образования с начинающими свою карьеру женщинами, будет значительно способствовать развитию лидерства, поддержки и нетворкинга;
  • Семинары по лидерству. Семинары для женщин с высшим образованием могут включать обучение навыкам ведения переговоров, разрешения конфликтов и эффективной коммуникации;
  • Активное продвижение политики гендерного равенства. Поддержание и соблюдение политики, учитывающей гендерные аспекты в академических кругах.

Жанерке Рахман
 эксперт




Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 20.09.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!