Зачем государству планировать своё территориальное обустройство и экономическое развитие регионов?

14.02.2024

Зачем государству планировать своё территориальное обустройство и экономическое развитие регионов?  Давайте попробуем разобраться.
 
Справочно: План территориального развития –  это документ государственного планирования ориентированный на вопросы пространственного развития страны. Изначальное название документа было таким – Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны, которая в ходе обсуждений и экспертных мнений трансформировалась в менее масштабный документ – План территориального развития.
 
Во-первых, очевидно, что на государственном уровне необходим фокус и единое понимание вопроса развития регионов, в том числе, в условиях функционирования принципов рыночной экономики.
 
Если в плановой экономике разработка прогнозных схем территориально-пространственного развития страны было вопросом естественным (например, Генеральная схема размещения и развития производительных сил СССР*) и отвечала вопросам инфраструктурного развития (крупные проекты, в том числе образование моногородов на перспективных месторождениях полезных ископаемых), то в условиях рыночной экономики вопрос планирования, как и государственного мониторинга социально-демографических процессов сошел на второй план, либо совсем на нет. 

Очевидные проблемы на сегодняшний день в Казахстане – это неконтролируемый рост крупных городов, депопуляция северных регионов страны, как следствие демографические перекосы между севером и югом страны, сокращение сельского населения, а также процесс урбанизации без очевидных социально-экономических перспектив развития малых и моногородов страны.

 
Справочно: над разработкой Генеральной схемой размещения и развития производительных сил СССР (далее-Генеральная схема) участвовали порядка 560 научных и проектных институтов. Из-за сложности поставленной задачи был создан Совет по изучению производительных сил (СОПС). Генеральная схема – это документ, который научно обосновывал перспективное размещение производительных сил с вариантными технико-экономическими расчётами. 

Например, в 1968 г. общий объем работ по разработке Генеральной схемы составлял более 50 томов научного текста. В Генеральной схеме был дан подробный анализ развития различных отраслей экономики СССР, положительные и негативные экономические тенденции на региональном уровне, предложения по долгосрочному развитию. Генеральная схема подписывалась Правительством СССР и была исходной базой для разработки государственных 5-летних планов развития. По мнению экономистов-историков, Генеральная схема занимала центральное место в системе планирования СССР, которой не было аналогов на тот момент в других странах.
 
К слову, если рассмотреть эволюцию развития Системы государственного планирования Казахстана, то Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны была документом 2 наравне со Стратегическим планом развития РК до 10 лет, а на 1 месте находилась Стратегия развития Казахстана до 2050 г.
 
Тут же нужно добавить, что контроль Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны осуществлялся на основе результатов мониторинга, оценки проведенных контрольных мероприятий, государственного аудита по реализации государственных программ, стратегических планов государственных органов, программ развития территорий, стратегий развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и экспертно-аналитических мероприятий. Таким образом, данный документ задавал параметры и задачи, которые должны были быть реализованы в рамках государственных программ, стратегических планов госорганов, национальными компаниями и т.д.

На сегодняшний день План территориального развития (после трансформации) уже сместился на 4 уровень по значимости в иерархии Системы государственного планирования. Несмотря на «бюрократическое понижение» нужно подчеркнуть, что в усечённом Плане территориального развития все же удалось сохранить следующие элементы из Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны это: перспективная схема расселения, схема развития железно-дорожного транспорта и аэропортов, схема газификации страны и  развитие системы электроснабжения. Прогнозные параметры развития страны, в том числе по увеличению доступности населения к воде в сёлах, улучшение качества автомобильных дорог областного и районного значения, увеличение охвата сел социальными благами в рамках Системы региональных стандартов и др.

Во-вторых, большая территория Казахстана объективно формирует перед Правительством ряд вопросов по региональной политике, в том числе и приграничных территорий. Всем известный факт: по территории Казахстан занимает 9 место по площади. Это не условные Монако, Мальдивы, Барбадос или Доминикана, а также ряд других небольших государств, в которых, скорее всего, вопросы пространственного развития не столь актуальны. Казахстан находится в центре континента и граничит с большим государствами – Россия, Китай, а также активно развивающимися странами Центральной Азии. 

Непосредственного выхода к океану Казахстан не имеет. Вопросы торговых взаимодействий, развитие устойчивой транспортной сети накладывается на задачи пространственного развития государства. При этом, страна все время находится в роли догоняющего по показателям развитых государств. 
Для сведения: в 1925 году анализируя текущее состояние железно-дорожного транспорта Казахстана приводились следующие сопоставления: плотность железных дорог в Казахстане уступала 14 раз показателям европейской части России, 134 раза меньше чем в Германии, в 299 раз меньше чем в Бельгии. В это время было только закончено строительство железнодорожной ветки Петропавловск-Кокшетау, и планировалось строительство продолжения Кокшетау-Щучинск (курорт Бурабай) .
  
В настоящее время, по данным ГИК ВЭФ за 2023 г. Казахстан по базовой инфраструктуре занимает 27 место, по технологической инфраструктуре 52 место из 136 государств. В 2006-2017 годы Казахстан по качеству дорог находился между 98-116 местами.

Таким образом, вопросы пространственного развития также тесно переплетены с производственными ресурсами (экономическими факторами), которые напрямую влияют на ситуацию в экономике страны – это и связанность регионов посредством скоростных железных и автомобильных дорог.

В итоге нужно указать, что пространственное планирование является важным звеном в экономическом развитии государства, которое включает в себя широкий спектр вопросов увязки между собой элементов ресурсной базы: земельных, водных, трудовых, минерально-сырьевых, топливно-энергетических и др.

Азамат Саменов
 заместитель директора Центра




Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 14.02.2024





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!