01.03.2024
На современном этапе развития общества все большее значение приобретает улучшение способов управления экономической деятельностью путем активной передачи государственных функций в конкурентную среду.
В нашей стране это привело к появлению тренда на развитие альтернативных способов регулирования поведения участников рынка, таких как саморегулирование и сорегулирование.
В ряде экспертных сообществ активно обсуждается вопрос введения саморегулирования в сферах экономики, где отсутствует прямое государственное регулирование. Одной из таких сфер является риэлторская деятельность.
В целом, исходя из требований действующего законодательства, государственное регулирование предпринимательства может быть введено только с целью обеспечения безопасности предлагаемых предпринимателем услуг для жизни и здоровья людей, а также для защиты их законных интересов.
Следует отметить, что особенности риэлторской деятельности вытекают из отношений между риэлтором и потенциальными покупателями недвижимости в рамках гражданско-правовых отношений.
Согласно общим правилам, установленным в Гражданском кодексе, стороны риэлтерского договора, придерживаясь принципа свободы договора, могут приобретать и осуществлять свои гражданские права, а также отказываться от них по своей воле на основе договора. Они свободны в определении условий договора, при условии их соответствия законодательству. Таким образом, действующее законодательство предоставляет возможность сторонам свободно определять условия договора на основе добровольного соглашения.
Действительно, вопросы противодействия мошенничеству и незаконным действиям в сфере риэлторской деятельности важны и требуют особого внимания. Законодательство Республики Казахстан предусматривает специальные механизмы и установки для предотвращения таких нарушений, отраженные в уголовном и ином законодательстве.
В соответствии со статьей 3 Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в риэлторской сфере, относятся к субъектам финансового мониторинга. Это означает, что деятельность, связанная с продажей недвижимости, может стать способом скрыть настоящий источник денежных средств и личность собственника.
В этой связи для начала своей деятельности риэлтор обязан представить уведомление в эту организацию в порядке, установленном законом «О разрешениях и уведомлениях».
Таким образом, информация о деятельности субъектов предпринимательства в сфере недвижимости может быть передана заинтересованным государственным органам в рамках информационного обмена, предусмотренного статьей 45 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан.
То есть, действующее законодательство предусматривает механизмы для обеспечения безопасности и законности риэлторской деятельности, а также для предотвращения мошенничества и незаконных действий в этой сфере. Важно соблюдать законы и стандарты, чтобы обеспечить честность и прозрачность в деятельности риэлторов.
С учетом изложенного, на мой взгляд, введение обязательного саморегулирования в отрасли вызывает определенные опасения относительно возможности монополизации рынка и использования саморегулируемых организаций для финансового обогащения в определенной сфере. Так, в Казахстане функционирует большое количество агентств по операциям с недвижимостью, что свидетельствует о высокой концентрации бизнеса в этой отрасли.
В то же время, это также указывает на высокий спрос на риэлторские услуги и предоставляет потенциальным покупателям возможность выбрать наилучшее предложение самостоятельно.
Интернет-платформа Krisha.kz сообщает, что в Казахстане зарегистрированы около 2000 компаний и 14 000 специалистов-риэлторов. Учитывая вышеизложенное, считаю, что введение обязательного саморегулирования в отрасли, ранее регулировавшейся гражданским законодательством и отсутствующей специального отраслевого закона, не является целесообразным.
Такое введение может привести к сокращению количества участников рынка риэлторской деятельности, что в свою очередь приведет к увеличению цен на эти услуги и удорожанию доступа к ним. С учетом закрепленного в Гражданском кодексе принципа «свободы заключения договора» рассмотрение альтернативных мер регулирования данной сферы может быть более предпочтительным.
Азат Махватов
Заместитель директора Центра исследования конкурентной среды
Все статьи