26.03.2024
Переход от свободной конкуренции к формированию доминирующих игроков часто создает преграды для новых участников рынка и может привести к повышению цен и снижению качества услуг. Каждая страна применяет различные подходы к решению этой проблемы.
Южная Корея.
Комиссия по справедливой торговле Кореи является соответствующим органом по слияниям, который обеспечивает соблюдение Закона о монопольном регулировании и справедливой торговле (далее - Закон), который является основным законом о конкуренции в Корее.
В соответствии с Законом следующие типы сделок представляют собой «слияние бизнеса» и подпадают под действие законодательства о контроле за порогами таких сделок:
- приобретение 20% или более (или 15% или более в случае компаний, зарегистрированных на корейской бирже) от общего числа голосующих акций другой компании;
- приобретение дополнительных акций акционером, который уже владеет 20% или более (или 15% или более в случае компаний, зарегистрированных на корейской бирже) от общего количества голосующих акций другой компании и становится крупнейшим акционером такой компании посредством приобретения.
Так, согласно Закону, горизонтальное слияние конкурентов считается антиконкурентным, если соблюдаются все следующие критерии: (1) объединенная компания имеет долю рынка 50% или более (или три крупнейших игрока рынка, включая объединенную компанию, имеют совокупную долю рынка 75% или более); (2) коллективная рыночная доля объединенного предприятия является самой большой на соответствующем рынке; и (3) разница в рыночной доле между объединенным предприятием и второй по величине компанией равна или превышает 25% совокупной рыночной доли объединенного предприятия.
В США регулирование экономической концентрации осуществляется посредством Закона о Шермане и Закона о Клейтоне. Пороги сделок, подлежащих обязательному антимонопольному контролю, зависят от стоимости сделки и доли рынка.
Основным положением, регулирующим рассмотрение сделок по слиянию, является раздел 7А Закона Клейтона, кодифицированный в 15 Кодекс США
Раздел 18a. Согласно данному разделу, условия, при которых применяются правила контроля за слияниями в США, включают критерии:
- Тест размера сделки. В результате приобретения приобретающее лицо будет владеть совокупной суммой голосующих ценных бумаг, некорпоративных интересов и/или активов приобретаемого лица, превышающей 111,4 миллиона долларов США (на 2023 г.).
- Тест размера стороны. Если размер сделки превышает 111,4 млн, но не 445,5 млн, то хотя бы одно «лицо», участвующее в сделке, должно иметь годовой чистый доход или совокупные активы не менее 222,7 млн, а другое должно иметь годовой чистый доход или совокупные активы не менее 22,3 миллиона долларов (с использованием значений на 2023 год, корректируемых ежегодно).
Объединенные Арабские Эмираты.
Министерство экономики ОАЭ контролирует экономическую концентрацию различных видов экономической деятельности в ОАЭ в соответствии с процедурами реализации Федерального закона № (4) 2012 года «О регулировании конкуренции» (далее - Закон). Согласно Закону, «экономическая концентрация» предполагает собой любое действие, приводящее к полной или частичной передаче (слиянию или приобретению) прав собственности или прав на имущество, акций или обязательств предприятия другому лицу, которое позволяет предприятию или группе предприятий контролировать, прямо или косвенно, другое предприятие или группу предприятий. Экономическая концентрация устанавливается, когда общая доля сторон сделки превышает 40% от общего объема сделок на соответствующем рынке, и сделка может оказать влияние на конкуренцию на этом рынке.
Таким образом, каждая страна разрабатывает свой уникальный подход к регулированию экономической концентрации, принимая во внимание особенности своего рынка и экономической среды.
Азиза Касенова
директор центра
Все статьи