Эксперты Института экономических исследований (ERI) с августа проводят серию офлайн-встреч с представителями различных уровней акиматов по вопросам развития сельских территорий, Системы региональных стандартов, реализации проектов «Ауыл-Ел бесігі» и «С дипломом — в село!».
Плотная работа с регионами в части реализации проектов, направленных на повышение уровня жизни на селе, все чаще демонстрирует необходимость изменения формата работы с населением в частности. Так называемый «Desk research» (кабинетные исследования) не актуален – никому не интересен только сбор и анализ открытых / закрытых источников и выработанные на их основе рекомендации. Как показала практика, они неэффективны в силу своей «оторванности от реальности».
С этого года в основe формата работы Центра региональных исследований ERI заложена триангуляция – количественный и качественный анализ статистических данных; отчеты и аналитические обзоры международных компаний, а также изучение мнений стейкхолдеров, в частности, экспертов и, главное, населения.
«Мы не стали ограничиваться встречами с руководством сел, а поблагодарив их, прошлись по улицам и пообщались с местным населением. Портрет сельского жителя позволит определить пул проблем, о которых не принято говорить «наверху» и которые порой не столь значимы для сельского населения. А именно эти элементарные вещи являются основой всеми обсуждаемого качества жизни», — считает заместитель директора Центра АО «Института экономических исследований» (ERI) Сауле Самекина.
В маркетинге очень часто используют инструмент “customer profile”, чтобы в деталях понять, КТО является клиентом, ЧТО ему нужно, какой сегмент представляет и какие персонализированные предложения для него будут интересны.
Вот и сейчас, адаптируя данный инструмент, по мнению эксперта, можно обобщенно сказать следующее:
1. Сельский житель интересуется политикой ровно настолько, насколько это позволяет сделать его жизнь легче. Только то, что касается выплаты зарплаты, пособий и развития сельского хозяйства.
2. Эффективность и «полезность» правительства, парламента, партий в том числе, определяет через конкретные, осязаемые вещи – через призму работы акимата по благоустройству сел, обеспечению школ, больниц и другому. В более развитых селах тогда говорят: «Правительство беспокоится о народе». В менее развитых с точностью наоборот.
3. Сельский житель открыт и достаточно оптимистично настроен, удовлетворен своими жилищными условиями. Однако, как правило, недоволен предоставлением базовых услуг: качеством питьевой воды, отсутствием газификации, ликвидацией несанкционированных свалок и другое.
4. Для сельского жителя одной из форм улучшения материального положения является самообеспечение продуктами питания, которое не относится к программе повышения доходов.
5. Сельский житель, как правило, дистанцирован от органов власти, что проявляется в крайне низкой осведомленности большинства о существующих мерах господдержки по развитию предпринимательства и привлечению специалистов.
6. Желание покинуть «насиженное место» определяется как материальными возможностями большинства, так и степенью желания вырваться из привычной среды (многие не представляют свою жизнь в городских условиях).
«Что имеем в чистом остатке? По идее подобные исследования, которые войдут в основу будущих документов по развитию сельских территорий – хорошая возможность сокращения дистанции и укрепления доверия между органами власти и населением. Но при условии, что в ней найдут отражение реальные механизмы по повышению уровня благосостояния (исключая самообеспечение продуктами питания), а также по решению актуальных для села проблем (устойчивое развитие экономики, стабилизация и рост численности населения, развитие социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение качественных базовых услуг)», — заключила Сауле Самекина.
В ERI отметили также проводимую проектным офисом «Ауыл АМАНАТЫ» большую работу в части разъяснения предоставляемой государством программы по повышению уровня благосостояния жителей и обучению акимов сельских округов по развитию компетенций в сфере повышения экономической активности населения, которое прошли 2 346 человек.
Напомним, в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что сельская кооперация открывает большие перспективы для развития аграрной сферы.
Положительный опыт Жамбылской области по повышению доходов сельского населения показал свою эффективность и получил поддержку Президента. Проект убедил сельчан принять участие в программе. Так, региону было выделено 7,2 млрд. тенге из бюджета страны. Денежные средства предоставлялись по ставке 2,5%. Отобрали 11 сельских округов. Количество получателей АСП сократилось в 3 раза, среднемесячный доход в селах увеличился в 1,7 раза, количество безработных уменьшилось на 36%.
Программа реализовывалась по 5 направлениям:
- эффективное использование приусадебных земель;
- повышение продуктивности домашнего скота и птицы;
- рациональное использование паевых участков для решения проблем с кормами и пастбищами;
- оснащение кооперативов необходимой техникой;
- финансирование бизнес-проектов на селе.
Со следующего года данный успешный опыт поэтапно масштабируют по всей стране с учетом специфики регионов. С 2023 по 2025 годы в рамках программы ежегодно для всех областей РК предусмотрено выделение бюджетных кредитов на реализацию проекта. Подготовлен пакет поправок в законодательство, принятие которых значительно упрощает механизм получения средств, повышает эффективность реализации проекта. Жители сел могут претендовать на получение льготных займов под 2,5% годовых, помощь при создании кооперативов и оформлении техники в лизинг.
Просмотров: 0
Сохранено: 23.11.2024
|