Анализ экономического доклада Группы Всемирного банка «Преодолевая кризис»

01.09.2020

В экономическом докладе Группы Всемирного банка «Преодолевая кризис» отмечается, что реальный рост экономики Казахстана снизится в результате сокращения внутренних расходов и внешнего спроса в 2020 году на 3,0% и в 2021 году на 2,5%. Кроме того, отмечается замедление годового роста инвестиций до 1,0%. 

Согласно данным ведущего эксперта, Института Экономических Исследований, Балтабая Сыздыкова, несмотря на негативные прогнозы, некоторые ниши могут стать источниками экономического роста. Инвестировать можно в инфраструктуру, считает он. Однако, в условиях кризиса, необходимо просчитывать риски.

Инвестиции в инфраструктуру способствуют увеличению производственного потенциала, одновременно повышая устойчивость страны к противодействию, возможным внутренним и внешним шокам.

В отчете Всемирного банка и Глобального фонда по уменьшению опасности бедствий и восстановлению рынка «Lifelines: The Resilient Infrastructure Opportunity» указывается, что чистая выгода от создания устойчивой инфраструктуры в странах может составить 4,2 трлн долларов США, т.е. 4 доллара США на каждый вложенный доллар США.

Одним из эффективных инструментов инвестирования в инфраструктуру выступает государственно-частное партнёрство (ГЧП). 

В настоящее время в Казахстане данный инструмент получил активное развитие. Так, количество проектов за 15 лет увеличилось с нескольких проектов в 2005 году до 1 034 проектов по состоянию на 06 июля 2020 года, находящихся на различных стадиях (планируемые, реализуемые) согласно Базе Казахстанского Центра государственно-частного партнерства. Из них 55,5% реализуются в образовании, 21,0% - в здравоохранении и социальных услуг, 9,8% - в культуре и спорте, 9,6% - в энергетике и ЖКХ, 2,5% - в транспорте и инфраструктуре и др. 

Активное использование механизма ГЧП положительно сказывается на экономическом росте. Так, согласно экспертным расчетам 1 тенге привлеченных инвестиций (в т.ч. инвестиций по ГЧП) в образование влечет увеличение ВВП на 1,36 тенге, в здравоохранение и социальные услуги – на 1,32 тенге, в культуру и спорт – на 1,25 тенге, в транспорт – на 1,18 тенге. 


Международный опыт

В Канаде каждый вложенный доллар в проекты ГЧП ведет к увеличению ВВП Канады от 1,1 до 4,2 долл. США в зависимости от отрасли по данным Canadian Center for Economic Analysis. 

В 10 странах Европы была определена положительная степень зависимости роста ВВП от количества и объема финансирования проектов ГЧП по данным European PPP ExpertiseCentre. 

Однако стоит отметить, что в условиях пандемии COVID-19 возникают существенные риски по реализации проектов ГЧП. К примеру, по прогнозам Национального центра ГЧП Российской Федерации негативные последствия пандемии и падение цен на нефть отрицательно скажется на 340 проектах ГЧП. В частности, существует вероятность снижения прибыли участников ГЧП, повышения стоимости проектов в сравнении с указанными уже в заключённых договорах, тогда как ни сумма соглашений, ни объём и сроки их исполнения изменению не подлежат. В большей степени отрицательное влияние коснется проектов ГЧП в таких сферах, как социальное обслуживание населения (от 50 до 100% падения выручки), здравоохранение (от 10 до 90% падения), культура и досуг (от 20 до 100% падения), спортивные мероприятия (от 70 до 100% падения) и транспортная инфраструктура (от 40 до 60% падения). 

В странах Европейского союза ведется жесткий учет рисков и обязательств в проектах ГЧП. Кроме того, Всемирным банком совместно с МВФ разработана соответствующая модель (PFRAM), которая может применяться для оценки влияния принятых публичными партнерами условных обязательств по проектам ГЧП на бюджетную устойчивость. Отдельная платформа создана международными банками развития (SOURCE), которая содержит различные инструменты для работы с инфраструктурными проектами, в том числе дает возможность оценивать их риски.


Прогноз 

В целом, в среднесрочной перспективе можно ожидать устойчивую тенденцию к снижению доходов от текущих проектов, негативного воздействия на доступ к финансированию для тех, кто еще не завершил финансовую деятельность, а также срыв графиков строительства уже реализуемых проектов.

Кроме того, помимо реализуемых и действующих проектов ГЧП, общая неопределенная ситуация может привести к так называемой «инвестиционной паузе» на инфраструктурном рынке. То есть, заключение соглашений о новых проектах замедлится, так как инвесторы и власти будут ожидать более стабильного состояния экономики. 

Таким образом, пандемия COVID-19 формирует значительные риски реализации проектов ГЧП, что требует принятия целенаправленных действий по выявлению уязвимостей, определению масштабов воздействия проектов (в случае их нереализации), мониторингу рисков, внедрению активного управления рисками и выявлению добровольных и обязательных мер по восстановлению. 

Меры могут варьироваться от изменения типовых договоров, финансовой реструктуризации, предоставлению краткосрочной и среднесрочной ликвидности, соответствующих инструментов повышения кредитного риска до предоставления государственных гарантий по проектам критически важной инфраструктуры. 

В целом же, эффективный механизм ГЧП может положительно повлиять на общий экономический рост страны в условиях неопределенности. 



Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 04.09.2020





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!