Социальное самочувствие – лакмусовая бумага результативности проводимых реформ в РК

28.11.2022

Экспертами ERI продолжается работа по диагностике конечного потребителя – человека. В этот раз инициировано пилотное исследование по комплексной оценке социального самочувствия и миграционного настроения населения моногородов Костанайской области. 

Мы преследовали цель в очередной раз обратить внимание уполномоченных госорганов на текущее состояние моногородов в контексте их роли по обеспечению макроэкономической устойчивости и безопасности страны. По последним данным, объем производимой ими продукции –  порядка 40% промышленного производства. 

Изучение социального самочувствия населения является принципиально важным.  Его уровень выражает потребности и интересы личности – важный сигнал для государственной власти о степени соответствия проводимой ими социальной политики ожиданиям различных слоев населения. 
Говоря простыми словами, это субъективная оценка качества жизни, обсуждению которого в последнее время уделяется много внимания. Чем больше человек ощущает нехватку социальных и материальных благ, тем хуже его социальное самочувствие.

В рамках данного исследования градация индексов социального самочувствия, разработанных экспертами ERI, варьируется в пределах от -42 баллов (ситуация, когда все респонденты, по всем критериям показывают абсолютную неудовлетворенность) до 42 (по всем критериям определяется абсолютная удовлетворенность респондентов). 

Результаты были ожидаемы и коррелируются с данными, полученными в ходе анализа социально-экономических показателей и обеспеченности объектами и услугами Системы региональных стандартов.

Во всех моногородах Костанайской области уровень социального самочувствия низкий. Среди них наибольшее значение имеют г. Житикара – 9,4 балла и г. Аркалык– 8,5 балла. В г. Рудный – 5 баллов, а в г. Лисаковск это -2 балла (Таблица 1).

Таблица 1 – Индексы социального самочувствия населения в моногородах Костанайской области


В основном отрицательное самочувствие складывается у населения под воздействием проблем с материальным благополучием, занятостью и доступностью базовых социальных объектов и услуг, гарантируемых государством: 

1. Низкое материальное положение жителей, причинами которого являются ограничения в возможности трудоустройства, низкая оплата труда, а также проблемы с жильем: потребность в расширении, ремонте и смене места жительства в пределах города.

2. Низкое качество медицинского обслуживания, обеспеченность и доступность услуг культуры и спорта, благоустройство территорий, особенно неудовлетворенность работой ОСИ или управляющих компаний, состояние детских площадок, а также неудовлетоврительное состояние дорог.

3. Недостаточные условия и барьеры для развитии бизнеса, среди них – высокие процентные ставки по кредитам, неликвидность залогового имущества, неподьемное для местных субъектов налоговое бремя, дефицит квалифицированных кадров и квалифицированной помощи в предоставлении консалтинговых услуг.

4. Пессимистические настроения населения относительно изменений в их материальном положении обусловлены систематическим ростом цен на продукты, товары, тарифы на коммунальные услуги при сохранении уровня заработной платы. 

Вместе с тем, несмотря на низкий уровень социального самочувствия населения вышеназванных моногородов, жители надеятся, что ситуация в регионе улучшится в ближайшем будущем. Это означает, что население готово поддерживать реформы, сопряженные с повышением качества их  жизни. 

Со стороны правительства необходимо не пускать на самотек жизнедеятельность моногородов, а формировать и координировать политику в рамках своих компетенций, и на системной основе проводить мониторинг и контроль для корректировки мер государственной политики. 
  
Одним из инструментов по повышению уровня социального самочувствия может быть определена Система региональных стандартов (далее – СРС).  Через нее можно интерпретировать и формировать желаемый уровень социального самочувствия (т.е. обеспечить доминирование положительных ответов респодентов по оцениваемым факторам).  

К примеру, доля неудовлетворенного населения предоставлением медуслуг, в среднем, превышает 50% (за исключением г. Аркалык – 42,4%). Данный результат аналогичен полученным результатам СРС и интерпретируется через его показатели.

Таблица 2 – Корреляция результатов уровня удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания с данными по обеспеченности учреждениями здравоохранения в рамках СРС


Так, на снижение качества услуг оказали следующие факторы: 100% функционирующих учреждений нуждаются в проведении капитального ремонта зданий, улучшении МТБ, а также укомплектовании кадрами: дефицит мед.персонала составил практически 30% (от 16,4% в г. Аркалык до 41% - в г. Лисаковск).


Аналогичная ситуация наблюдается по удовлетворенности услугами сферы культуры в контексте социального самочувствия (Таблица 3).

Таблица 3 – Корреляция результатов уровня удовлетворенности населения услугами в сфере культуры с данными по обеспеченности культурными объектами в рамках СРС

В среднем данный показатель по концертным организациям составляет 47,4% (минимальное в г.Лисаковск – 36,7%, максимальное в г.Аркалык – 53%). 

Такая ситуация обусловлена необходимостью проведения капитального ремонта, материально-технического оснащения действующих объектов, а также аварийностью здания концертной организации в г.Аркалык.

Удовлетворенность услугами в сфере спорта в среднем составила 48% (варьируется от 40,5% в г.Лисаковск до 63,6% в Аркалык) (Таблица 4).

Таблица 4 – Корреляция результатов уровня удовлетворенности населения услугами в сфере спорта с данными по обеспеченности спортивными объектами в рамках СРС


Вместе с тем, наблюдается высокая доля населения, которая не пользуется услугами (40,2%). На основании результатов СРС можно предположить, что это связано с нехваткой объектов инфраструктуры спорта. Функционирующих 7-ми ФОК недостаточно: для покрытия потребности населения в услугах необходимо строительство 17 объектов. 

Кроме того, необходимо открытие 17-и спортивных и тренажерных залов, проведение капитального ремонта 27% объектов, а также улучшение оснащенности 46,2% залов.  

Не менее значимое влияние на снижение уровня социального самочувствия оказал фактор состояния дорог (Таблица 5). 

Таблица 5 – Корреляция результатов уровня удовлетворенности населения состоянием дорожного покрытия с данными по обеспеченности внутригородскими дорогами в рамках СРС


В среднем доля неудовлетворенных жителей составила 45,5% (в гг.Житикара и Рудный доля превысила 50%). Согласно результатам оценки СРС по дорожной инфраструктуре, усредненный уровень обеспеченности  составил 71,6%. При этом размах вариации наблюдается в пределах от 55,9% в г.Житикара до 87,5% в г.Лисаковск. Это обусловлено высокой долей внутригородских дорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии (в гг. Аркалык – 75,3%, Житикара – 46,2%; Лисаковск – 28,5%; Рудный – 17,7%).  

Взаимосвязь уровней социального самочувствия и обеспеченности объектами и услугами Системы региональных стандартов важна, как и ее понимание уполномоченными госорганами. Она может взята на вооружение при разработке плана действий по повышению качества жизни в целях улучшения благосостояния моногорожан и снижению миграционного оттока из стратегически важной категории городов.



Все статьи

Просмотров: 0
Сохранено: 28.11.2022





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!