29.03.2023
«Известно, что при разработке законов и различных правил на принятие решений большое влияние оказывают финансово-промышленные группы, крупный бизнес. Но, когда это происходит кулуарно, в условиях полной правовой неурегулированности, создается широкое поле для коррупции.» - Касым-Жомарт Токаев
Международный опыт регулирования вопроса лоббизма многообразен, но даже в тех странах, где нет специального закона о лоббизме, как, например, в США, Великобритании, Канаде и Бразилии, он не остается без внимания и регламентации.
На первый взгляд, Казахстану наиболее близок подход Германии.
В этой стране акцент сделан на широкую сеть союзов и групп, представляющих перед лицом государства те или иные интересы. Подобный подход позволяет государственным органам привлекать к работе над законопроектами многочисленных вневедомственных экспертов, создавать на временной или постоянной основе различные совещательные структуры, не обладающие четким правовым статусом.
Тем не менее, между Казахстаном и Германией есть существенное различие.
Несмотря на отсутствие специального закона о лоббизме в Германии есть целый ряд нормативных актов, легитимизирующих и регламентирующих взаимодействие должностных лиц и представителей де факто лоббистких организаций:
- Единое положение о федеральных министерствах,
- Регламент деятельности Бундестага,
- Кодекс поведения члена Бундестага,
- Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге.
Последний документ предусматривает обнародование лоббистского списка всех союзов, объединений, ассоциаций, получивших официальный доступ к ведомствам федерального правительства и парламентским комитетам.
Австрия и Голландия пошли по пути создания консультативно-совещательного органа с четким юридическим статусом – Социально-экономического совета, наделенного правом решающего голоса в законотворческом процессе. Вместе с тем, вопросы, какие лоббистские группы могут и должны быть представлены в данном органе и иметь в нем право голоса, каким образом учитывать изменение численности существующих в стране лоббистских групп, при данном подходе остаются без ответа.
Согласно Кодексу правительственной этики Австралии все посредники — консультанты, юридические и PR-фирмы, оказывающие услуги в сфере связей с органами государственной власти, должны регистрироваться в государственном реестре лоббистов. Последний пример показывает, что Австралия признает лоббистами не только юридические лица, как многие европейские страны, но и физические лица. В этом австралийский подход схож с опытом США, где регламентация лоббисткой деятельности получила значительную детализацию.
Согласно основным законам США о лоббизме («О регулировании лоббизма» и «О раскрытии лоббисткой деятельности») предусмотрена подробная процедура обязательной регистрации всех профессиональных лоббистов с указанием детализированных данных о них, в том числе адреса фирмы и личного адреса, раскрытия информации, в чьих интересах он выступает, сроки найма и суммы вознаграждений.
Предусматривается раскрытие информации о расходовании средств лоббиста, в том числе указания кому и для каких целей выплачивались вознаграждения, осуществлялись иные расходы в ходе работы над представлением интересов, где по инициативе лоббиста публиковались материалы с целью продвижения интересов, препятствованию распространения и поддержки позиции оппонентов.
Обеспечены меры ответственности за нарушение законодательства, в том числе в случае дачи взяток и откровенного подкупа конгрессменов, вплоть до уголовного наказания и временного запрета на право занятия лоббистской деятельностью.
Регламентирован список должностных лиц (в т.ч. Президента, вице-Президента, должностные лица администрации, министры, их заместители, конгрессмены, военные чиновники и др.), контакты с которыми должны раскрываться.
Все статьи