Эксперты ERI

16.06.2021

Законодательное закрепление развития городских агломераций в Казахстане

Эксперты АО «Институт экономических исследований» рассмотрели основные показатели развития и проблемы городских агломераций в Казахстане.


На сегодняшний день в мире 56%[1] населения земли проживает в городской местности. При этом по всему миру растет роль крупных городов и агломераций. Если в 1960 году 14% мирового населения проживало в городских агломерациях с населением более миллиона человек, то в 2019 году данная цифра увеличилась до 24,2%[2]


Количество людей в мире, выбирающих более комфортную и удобную жизнь в городах с лучшим доступам к благам и услугам, растёт с каждым днем. Ключевыми мотивами передвижения населения в города являются высокие «средние доходы», качественные услуги образования и здравоохранения, широкие возможности для будущего детей и самореализации и так далее.


По прогнозам экспертов, роль городов в мире будет и дальше возрастать. Уже в ближайшей перспективе к 2025 году 2 600 крупных городов будут генерировать 81% мирового ВВП, из  которых: 600 городов – 64%, 1 000 городов – 71%[3]А к 2050 году численность населения мира составит 9,3 млрд человек, из них 6,3 млрд или 67,7%[4] — городское население.  


Рисунок 1 – Численность городского и сельского населения, %

 

Мировая тенденция урбанизации не обошла стороной и Казахстан.

 

На 1 апреля 2021 года уровень урбанизации в Казахстане составил 59,2%. 


Ключевая роль в урбанизационных процессах, происходящих в стране, отводится четырём городским агломерациям с центрами в городах Нур-Султан, Алматы, Актобе, Шымкент. 


Особая роль данных агломераций как приоритетных форм пространственного развития страны на долгосрочную перспективу обозначена в стратегических и программных документах самого высокого уровня.


Какова ситуация на сегодняшний день в четырёх агломерациях, как они развиваются? Рассмотрим основные показатели их развития и проблемные вопросы.


За последние десять лет во всех четырёх агломерациях страны отмечается рост численности населения на 40%. При этом городское население выросло на 45%, а сельское – на 27,2%.


По состоянию на 2020 год в четырёх агломерациях проживало 46,1% городского населения страны. В центрах агломерации генерируется более 35% ВВП страны. А города Нур-Султан и Алматы, концентрируя в себе экономическую деятельность, людей и ресурсы, уже сейчас становятся драйверами экономического роста страны.


Вместе с тем, анализ развития агломераций свидетельствует о наличии ряда проблем, сдерживающих их дальнейшее развитие. На сегодняшний день в стране не выработана единая модель управления развитием городской агломерацией, имеет место недостаточная координация инфраструктурного развития и бюджетного планирования города-центра и периферийных населённых пунктов агломерации. Это ведёт к нарастанию разрыва в социально-экономическом развитии центральных городов и пригородных зон. 


Нерешёнными остаются проблемы, связанные с высоким износом сетей, слабой транспортной связностью.


Актуальной остается проблема стихийного разрастания окраин. В результате ежедневной маятниковой миграции, центры агломераций испытывают значительные нагрузки на социальную и инженерную инфраструктуру, недостаток жилищных площадей и другие.

 

В целях решения обозначенных проблем в настоящее время ведётся работа по разработке Законопроекта по развитию агломераций.


Разрабатываемый Законопроект будет охватывать вопросы институционального развития, единого градостроительного планирования территорий агломераций, формирования единой транспортной модели, расширения бюджетной автономии.


В рамках институционального развития агломераций будет предусмотрено создание Совета по управлению агломерациями при Правительстве РК и чёткое разделение функций между городом-центром и периферийной зоной. Это позволит обеспечить эффективное и синхронное развитие города-центра и периферийной зоны.


Внедрение единого градостроительного планирования территорий агломераций упорядочит градостроительное и земельного планирование в периферийной зоне и позволит создать комфортную среду для проживания с учётом шаговой доступности основных благ и услуг. 


Предполагаемые меры должны будут решить проблему развития окраин и остановить хаотичное разрастание центров агломераций.


Формирование единой транспортной модели окажет содействие трудовой мобильности и улучшению экологической ситуации, повысится качество условий перевозки грузов и логистических процессы.


В рамках расширения бюджетной автономии будет рассмотрен вопрос совместного финансирования проектов в пределах агломераций и особый порядок внешнего заимствования.


В целом, принятие Законопроекта по развитию агломераций обеспечит законодательное закрепление организационно-правовых и экономических механизмов, необходимых ‎для обеспечения реализации государственной политики в сфере развития городских агломераций как центров экономического роста.

 


[1] https://data.worldbank.org/indicator/SP.URB.TOTL.IN.ZS?view=chart

[2] https://data.worldbank.org/indicator/EN.URB.MCTY.TL.ZS?view=chart

[3] McKinsey Global Institute

[4] Прогноз – Доклад ООН о перспективах мировой  урбанизации за 2011 г.





Институт экономических исследований является разработчиком важнейших документов, которые определяют долгосрочное развитие регионов страны. 

 

Центр региональных исследований занимается проведением научных и исследовательских работ по аналитическому сопровождению региональной политики, в том числе:

— по вопросам регионального, территориально-пространственного развития страны;

— развития местного самоуправления;

— разработка Стратегий развития городов, областей и так далее.

 

 

Читайте также: Проекты Центра региональных исследований ERI      



Просмотров: 2086
Сохранено: 12.07.2021






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!