МНЭ проводит публичные обсуждения
04.11.2021
МНЭ проводит публичные
обсуждения проекта концепции развития МСП Министерство национальной экономики разработало
проект концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике
Казахстан до 2030 года (далее – Концепция). Документ
разработан в реализацию долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2050
года, Послания Президента РК народу Казахстана «Казахстан в новой реальности:
время действий» от 1 сентября 2020 года и Национального плана развития
Республики Казахстан до 2025 года от 26 февраля 2021 года. Отмечается, что Концепция будет учитывать
наличие ограничений по объему государственных ресурсов, находить
взаимоприемлемые компромиссы при конфликтах с другими государственными
политиками и влиять на все национальные проекты в части создания условий для
развития МСП. Документ доступен для публичного обсуждения до 11 ноября 2021 года. Миссия Концепции развития МСП до 2030 года Эффективная
государственная политика по развитию МСП находится на стыке взаимных
интересов государства и конкурентоспособных МСП. Бизнес ожидает от
государства справедливых, прозрачных и стабильных правил игры,
основанных на честной конкуренции, равенстве возможностей, защите частной
собственности, взаимном доверии и поощрении эффективности. Ожидания
государства от МСП будут построены на реалистичной основе с учетом
неоднородности МСП с точки зрения отраслевой и пространственной дисперсии, вклада
микро, малых и средних предприятий в достижение общих целей
социально-экономического развития страны. В соответствии с рекомендациями ОЭСР основное
внимание должно быть направлено на стимулирование предприятий с высоким
потенциалом роста и росту производительности в существующих субъектах МСП. Концепция
определяет необходимые системные изменения в государственных политиках в
отношении МСП, устанавливает и формализует «правила игры» в
распределении ограниченных государственных ресурсов. Государственная политика в рамках Концепции
будет построена согласно парадигме развития, роста и поощрения
конкурентоспособности, а также будет соответствовать принципиальным
изменениям, предусмотренным Национальным планом развития до 2025, а именно,
переходу: – от патернализма к личной ответственности, – от приоритета количественного роста к созданию
условий для качественного и устойчивого роста, – от регулирования экономической деятельности
государством к стимулированию частной инициативы и минимальному
необходимому регулированию, – от централизованного управления к повышению самостоятельности
регионов. Принцип «пирамиды» Концепция
развития МСП до 2030 года определяет новые подходы к развитию
предпринимательства по принципу «пирамиды». «Пирамида» государственных мер
развития МСП построена с учетом базовых ценностей, институциональных изменений
и необходимых изменений регуляторной политики.
Основание
пирамиды Система образования и воспитания, поощряющие качества, поведение и навыки, необходимые для предпринимательства. В нее войдут меры по укреплению навыков функциональной грамотности, предпринимательства, поощрение стартапов учеников ВУЗов и ТиПО и прочие. Второй
уровень
пирамиды Институциональные изменения, классифицированные по сложности
достижения на быстрые победы и долгосрочные изменения. Качественные и эффективные институты являются фундаментом
для ведения здорового предпринимательства. Качество институтов определяет, в
том числе уровень необходимых государственных интервенций для развития
предпринимательства. Более эффективные институты способствуют меньшему
количеству и глубине провалов рынка и формируют более здоровый и привлекательный
бизнес-климат. Третий
уровень пирамиды Горизонтальные меры по развитию привлекательной бизнес-среды для
всех субъектов МСП, выстроенные по этапам жизненного цикла МСП – вход в бизнес,
его развитие и выход из бизнеса. В рамках всех мер и этапов основной новеллой
станет уклон на цифровизацию отношений бизнеса и государства для сокращения
трансакционных издержек, повышения прозрачности принятия решений государством и
снижения административной нагрузки. Все взаимодействие государства и бизнеса
будет переведено на цифровую модель управления взаимоотношениями по типу CRM
системы. Система
будет содержать подробные «цифровые профили» хозяйствующих объектов,
синхронизированные с имеющимися в государственных органах данными (налоговые,
таможенные, данные правоохранительной и судебной системы и другие). Все данные
будут агрегированы вокруг идентификационного номера (БИН) каждого субъекту
бизнеса. С использованием БИНа будет проводиться мониторинг всех
взаимоотношений конкретного субъекта бизнеса с государством – так называемые
«цифровые следы», на основе которых и будет формироваться его профиль.
Объединенные профили сформируют единую систему по «управлению взаимоотношениями
с бизнесом». Данные
цифровые профили станут основой для скоринговой системы, где решение о
получении мер поддержки будет приниматься алгоритмами цифровой платформой, а не
бюрократическим аппаратом. Скоринг будет проводиться на основе измеримых
критериев, заданных профильными органами (МНЭ) в соответствии со
стратегическими целями по развитию МСП. Примеры критериев: положительная
налоговая история, экономическая сложность и динамика экспорта, наличие и доля
качественных рабочих мест. Верхний
уровень
пирамиды Прямые государственные интервенции, дифференцированные по
группам субъектов МСП. Микробизнес Первый шаг
вовлечения населения в добровольное предпринимательство. На этом этапе критичны
простота и удобство ведения бизнеса, которые мотивируют людей
формализовывать свои предпринимательские способности, как путем создания нового
бизнеса, так и путем его перевода из неформального сектора в формальный.
Будут предложены нефинансовые стимулы с приоритетностью обучения,
предоставления доступа к грантам на условиях со-финансирования. Для более
точного учета и обеспечения адресности государственных мер развития для ИП
будут введены бизнес-идентификационные номера. Малый
бизнес Основной источник создания качественных рабочих мест. В фокусе
государства будут находиться устойчиво растущие предприятия в торгуемых
секторах экономики. Будут предложены «пакетные решения» по предоставлению
доступа к производственной, инновационной и креативной инфраструктуре,
консультационным услугам, инновационной поддержке. Для предприятий с положительной
налоговой динамикой будут доступны финансовые инструменты: гранты, возмещение
расходов, льготные кредиты. Средний
бизнес Приоритет стратегических целей государственной политики по развитию
МСП в рамках НПР 2025. Основной целью является стабильный рост количества малых
и средних компаний с высоким потенциалом роста и экспорта, без
институционального искажений, наказывающих за рост и укрупнение бизнеса. Они
будут иметь доступ ко всему портфелю инструментов развития со стороны
государства. Сквозное
горизонтальное условие по всей пирамиде государственных мер развития – это
децентрализация полномочий и ответственности между центром и регионами. В
ответственность центральных государственных органов войдет проведение
институциональных реформ, выработка государственной политики, приоритетов
финансирования развития МСП из республиканского бюджета, определение пакетов
мер стимулирования развития МСП и общих рамочных правил деятельности институтов
развития. Для развития МСП в «точках роста», определенных стратегическими
целями страны, они сосредоточатся на создании избыточного предложения
качественной инфраструктуры (индустриальных и креативных зон). Свободные
экономические зоны, сочетающие преимущества специализированной инфраструктуры с
фискальными стимулами, останутся ответственностью центральных государственных
органов и республиканских институтов развития. В ответственность местных исполнительных органов войдет развитие МСП на своей территории в соответствии с принципами и приоритетами, определенными государственной политикой развития МСП, с использованием пакетов мер стимулирования развития МСП и в рамках выделенных на эти цели средств республиканского бюджета. При этом местные исполнительные органы в рамках местного бюджета вправе самостоятельно принимать дополнительные меры по развитию МСП (обеспечение специализированной инфраструктурой коллективных зон развития бизнеса), исходя из имеющихся конкурентных преимуществ и возможностей, которые обеспечивают достижение собственных стратегических целей. Микробизнес Для
начинающих предпринимателей, молодых компаний и стартапов будут предложены в
основном нефинансовые стимулы и инструменты. Особое внимание будет уделено
поддержке молодежного и женского предпринимательства. Для вовлечения в
предпринимательскую деятельность людей с ограниченными возможностями будет
создан отдельный фонд для финансирования запуска бизнеса, включая
финансирование технологий помощи. Малый бизнес Быстро
растущий малый бизнес, имеющий потенциал расширения на внутреннем и внешнем
рынке, будет в фокусе региональных институтов развития. Для них будут
предложены как отдельные стимулы и инструменты, так и стандартизированные
«пакетные решения», включая доступ к производственной, инновационной и
креативной инфраструктуре в специализированных зонах и парках в виде готовых
производственных помещений и сооружений, обучения менеджмента и персонала
компании, доступ к консультационным услугам по повышению эффективности
производства и росту производительности труда. Должна быть внедрена адресная
поддержка инновационных стартапов с высоким потенциалом роста. Предприниматели,
имеющие позитивную налоговую историю и качественный рейтинг, вправе
рассчитывать на более широкий спектр стимулов и инструментов для развития. Для
таких компаний в рамках «пакетных решений» должны быть предложены финансовые
инструменты для развития: гранты, возмещение расходов, льготные кредиты. Средний
бизнес В
контексте Национальных приоритетов и НПР 2025 основной фокус развития МСП будет
сосредоточен на выявлении и устранении барьеров на пути высокой
производительности и роста независимых средних компаний в несырьевых торгуемых
секторах экономики. Устойчиво растущие экспортоориентированные средние бизнесы
получат доступ к максимальному портфелю инструментов для развития средних
предприятий. На
их развитие будет нацелена инициатива «Бәсекеге қабілеттілік
(Конкурентоспособность)» с учетом достижений и уроков ранее действовавшей
программы «Национальные чемпионы». Для участников инициативы должен быть
предложен специальный комплекс мер («пакетные решения») с четким разграничением
доли и уровня участия государства. Расширенный пакет может включать в том числе
прямые финансовые и фискальные стимулы, со-финансирование привлечения
консультантов, включая зарубежных, поддержка на внешних рынках. Более
точная настройка системы государственной поддержки с учетом новой модели
экономического развития страны и новой повестки предпринимательства позволит
послать более четкие сигналы предпринимательскому сообществу о приоритетах в
развитии МСП и стимулировать рост конкурентоспособности и производительности,
устранить барьеры на пути укрупнения бизнеса. В конечном итоге это создаст
необходимые условия для диверсификации и повышения устойчивости экономики
страны. Новый подход в проведении государственной политики по развитию МСП направлен на достижение стратегических целей по увеличению доли МСП в ВВП к 2025 году до 35%, в том числе доли среднего бизнеса до 15% (с 6,2% в 2019 году). Проект концепции развития малого и среднего предпринимательства в РК до 2030 года подготовлен при поддержке Официального партнера - АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек», ключевого института развития страны. Холдинг «Байтерек» создан 23 мая 2013 года по Указу Президента РК и через дочерние организации поддерживает крупный, средний и малый бизнес, субъектов агропромышленного комплекса страны, отечественных экспортеров и обеспечивает финансовую доступность жилья.
Просмотров: 1982 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|