От искусства до Big data: что Казахстан может предложить в креативной экономике

04.03.2022

От искусства до Big data: что Казахстан может предложить в креативной экономике 

Как Казахстан может заработать на креативной экономике и что для этого нужно

С 2016 по 2020 годы доход казахстанского бюджета от креативных индустрий составил порядка 1 трлн тенге. Лидерами стали Алматы, Нур-Султан и Атырауская область: вместе они принесли бюджету 834 млрд тенге. Но креативная индустрия потенциально может дать Казахстану намного больше. Почему этого не происходит сейчас и как исправить ситуацию, выясним в этой статье, подготовленной на основе исследования Министерства национальной экономики Республики Казахстан. 


Что креативная экономика дает Казахстану

Креативной экономикой в Казахстане в основной занимается микро- и малый бизнес: предприятия этого типа составляют почти 99% от всего объема (36 978 субъектов). На средние приходится 1% (376), на крупные — 0,5% (175). При этом 82% субъектов креативной индустрии — частники.

 

На 2019 год в Казахстане работало 1,3 млн предприятий малого и среднего бизнеса  со средним годовым доходом 24,3 млн тенге. В том числе в креативной экономике чуть больше 32 тыс. предприятий. При этом доходы 92% от общего количества креативных предприятий превышают средние доходы предприятия МСБ: у креативной экономики высокий потенциал коммерческой привлекательности.


Например, в сегменте IT средний годовой доход составляет 103 млн тенге, в сегменте образования — 101,7 млн тенге, в сегменте кино и телевидения — 86,3 млн тенге.

Креативные индустрии показывают высокую валовую добавленную стоимость. За 10 лет в РК этот показатель вырос в три раза, однако доля креативных индустрий в ВВП Казахстана осталась той же — порядка 3%.

 

Креативные индустрии более привлекательны и как работодатели. В креативной экономике Казахстана в 2020 году занято около 310 тыс. человек, или 3,4% от общей занятости. С 2010 по 2020 гг. среднегодовые темпы роста занятости в креативных индустриях достигли 2,8%, а в целом по стране — 0,6%. Быстрее всего в процентном выражении росло число сотрудников в секторах дизайна, искусства и маркетинга.

Сколько налогов платит креативная экономика

Рассмотрим структуру бюджетных поступлений от креативной экономики Казахстана по регионам. Мы видим, что доходы 13 регионов и городов республиканского значения растут больше чем на 10% в год. Лидеры — Шымкент, Туркестанская область и ВКО.

Алматы и Атырауская области, которые находятся в первой тройке по бюджетным поступлениям, оказались в конце списка по уровню прироста доходов: они приносят много, но в Алматы эта сумма в среднем растет всего на 3,8%, а в Атырауской области и вовсе снижается на 28%.

Сравните с лидерами по росту: при скромных натуральных объемах доходов Шымкент, Туркестанская и ВКО показывают рост на 86%, 40% и 29,1% соответственно.

 

Рассмотрим двух лидеров списка — Алматы и Нур-Султан. В обоих городах больше всего дохода за последние пять лет в КИ принесло искусство (37% и 39% от общего объема соответственно). Но доходы от искусства также показывают снижение: на 6% в Алматы и на 5,1% в Нур-Султане.

 

Что же растет? В Алматы это образование, big data, маркетинг и коммуникации. В Нур-Султане — IT, образование, издательское дело. Они же находятся в числе лидеров по доходам в натуральном выражении.

 






Теперь рассмотрим картину по всему Казахстану. Основными донорами казахстанского бюджета в креативной экономике являются искусство, архитектура и IT (60% поступлений). При этом образование, IT, Big data показывают высокие темпы роста поступлений в бюджет.

 

Только 6 из 12 отраслей креативных индустрий имеют положительный среднегодовой темп роста налоговых отчислений. А в разрезе пяти лет доля бюджетных доходов от креативных индустрий в Казахстане остается примерно на одном уровне.

 

В креативных индустриях 18% видов деятельности формируют почти 80% доходов бюджета. Это показывает, что нужно перераспределять госфинансирование в пользу более приоритетных креативных индустрий.


Анализ по 12 экономическим и социальным показателям выявил три группы приоритетных креативных ниш: экономически зрелые (по налогам, инвестициям и объему выпуска), социально-значимые (по зарплатам и занятым) и ниши с потенциалом роста.


Наибольшие средние годовые темпы роста по валовой добавленной стоимости показывает ниша организации отдыха и развлечений (10%), а также информационно-методологическое обеспечение и сопровождение информационных систем (6,4%).

Налоговые поступления быстрее всего растут в разработке ПО (9,5%), архитектуре и информационно-методологическом обеспечении (10%), сопровождении ПО (9,5%) и брошюровочно-переплеточной деятельности (7,9%).

 

Самый быстрый средний годовой рост занятости отмечается в брошюровочно-переплеточной деятельности (10%), производстве и распространении кино, видео и ТВ-продукции (7,9%), архитектуре (7,6%) и разработке и сопровождении ПО (7%).

По среднему годовому росту инвестиций лидирует деятельности исторических мест (10%), а также производство и распространение кино, видео и ТВ-продукции (4,8%). В последнем сегменте на 10% в среднем в год растет и объем выпуска продукции. Однако он показывает низкие темпы входа на рынок новых субъектов (всего 1,1%).

Несмотря на пандемийный 2020 год, больше всего новыми субъектами приросла сфера проведения культурно-зрелищных мероприятий (9,6%).


Таким образом, деятельность рекламных агентств, архитектура и разработка ПО являются наиболее экономически зрелыми нишами при относительно низких инвестициях. К социально-значимым нишам можно отнести деятельность по организации отдыха и развлечений, деятельность профессиональных организаций и информационно-методологическое сопровождение ИС. Быстрее всего растут разработка ПО, брошюровочно-переплетная деятельность и архитектура.

 

Какой креатив Казахстана хорошо продается за рубежом

Экспорт товаров и услуг казахстанской креативной индустрии в 2020 году составил $15,2. Главный рынок сбыта — Пакистан, куда продали картины, рисунки и пастели на сумму $11,9 млн. На втором месте находится экспорт в Кыргызстан на $1,4 млн. В основном это газеты, журналы и прочая печатная продукция (24% от объема экспорта), часы (8%) и печатные формы (5%).

 

На Германию приходится $0,4 млн (98% печатные формы и 1% — предметы коллекционирования). Россия экспортировала книги, брошюры и листовки (55%), энергонезависимые устройства хранения данных (29%) на сумму $0,4 млн. Экспорт в Латвию и Таджикистан составил $0,2 млн и $0,1 млн соответственно. В другие страны — $0,9 млн.

 

Объем импорта при этом составил $100,1 млн. На Россию приходится $35,2 млн, на Китай — $11,9 млн, на Южную Корею — $9,6 млн, на Германию — $9 млн. Тайвань импортировал в Казахстан продукцию на $7,4 млн, США — на $5,6 млн. Импорт из прочих стран составил $21,4 млн. В основном это товары и услуги для издательского дела, журналистики, кино, телевидение и IT.

 

Что не так с господдержкой

С 2010 по 2020 годы объем бюджетного финансирования креативных индустрий составил 18,2 млрд тенге. Сюда входит субсидирование ставки вознаграждения по займам и гарантирование кредитов.

 

Суммарно с 2010 по 2020 годы почти 97% господдержки получили четыре сегмента — искусство, образование, кино и телевидение, издательское дело и журналистика. На оставшиеся восемь сегментов пришлось чуть более 3%.

 

Получается, что Big data, IT, перевод, архитектура, маркетинг и коммуникации пользуются меньшей государственной поддержкой, хотя растут более высокими темпами и приносят большой доход бюджету.

 

Относительно своего вклада в экономику по валовой добавленной стоимости креативные предприятия получили в 5 раз меньше финансовой поддержки от государства, чем предприятия МСБ в других отраслях (хотя разрыв понемногу сокращается).

 

Для сравнения, в странах с развитой креативной экономикой на поддержку креативных индустрий тратят в среднем в 19 раз больше относительно ВВП, чем в Казахстане.

 

Выводы

Креативные индустрии в Казахстане обладают очень высоким экономическим потенциалом. Они показывают более высокую производительность и доходность, более привлекательны как работодатели. Товары и услуги креативных индустрий Казахстана могут иметь высокий спрос за рубежом.

 

Но развитие креативных индустрий тормозят два фактора. Первый — их государственная поддержка в Казахстане сегодня недостаточна. Второй — существующая поддержка обходит стороной те направления, которые потенциально могут дать более высокий экономический эффект.

 

В странах с развитыми креативными индустриями (Австралия, Великобритания, Германия, Испания, Канада, Китай, Южная Корея, США, Франция и т.д.) самой распространенной мерой поддержки являются нефинансовые инструменты — кадровая поддержка, консультации и продвижение продукции. На них приходится 75% всех мер. Финансовую поддержку оказывают преимущественно через гранты и льготное кредитование. В Казахстане на нефинансовую поддержку приходится всего 55% всех используемых инструментов.

 

Как исправить ситуацию

Проблема развития креативной экономики в Казахстане сегодня активно изучается, ищутся разные пути решения, в том числе Институтом экономических исследований (ERI).


Государство также понимает необходимость развития креативной экономики. В ноябре 2021 года Правительство РК утвердило Концепцию развития креативных индустрий на 2021-2025 годы. Согласно этому документу к 2025 году вклад креативных индустрий в экономику Казахстана должен вырасти до 5%; занятость в креативных индустриях — до 4%; количество субъектов МСП в креативных индустриях — в 1,5 раза.

 

По итогам реализации Концепции ожидается формирование 30 тысяч новых рабочих мест, а также рост экспорта продукции креативных индустрий на 200 млн долларов США.

 

Более эффективными меры по поддержке креативной экономики могут сделать стратегические направления работы: 

1. Расширение финансирования и развитие предложения. Стандартные банковские инструменты — льготные кредиты, гарантирование и пр.; новые рисковые инструменты: венчурное, ангельское финансирование, гранты; развитие креативной инфраструктуры.


2. Стимулирование внутреннего спроса. Стимулирование спроса через фискальные и иные инструменты; меры по повышению транспарентности деятельности; организация межотраслевых форумов.


3. Развитие кадров. Образовательные программы для желающих трудоустроиться.


4. Стимулирование экспорта. Экспортное финансирование; организация или участие в международных мероприятиях; создание экспортных офисов.


5. Консультирование. Тренинги по повышению инвест-привлекательности; тренинги по эффективному использованию инвестиций; консультации по созданию/закрытию бизнеса, ведению налогового учета и защите авторских прав.

 

Необходимо перераспределение ресурсов в пользу более производительных сегментов. Нужно стимулировать инвесторов вкладываться в них за счет фискальных преференций.

 

По данным Министерства финансов РК по статье расходов на культуру, спорт, туризм и информационное пространство за четыре года с 2018  по 2021 годы суммарно выделено 1,87 трлн тенге, из них на республиканский бюджет приходится 31%, на местные — 69%. Ежегодно из республиканского бюджета на развитие культуры, спорта, туризма и информационного пространства выделяется в среднем ~150 млрд тенге. То есть бюджет располагает необходимыми средствами, чтобы оказать большую поддержку креативным отраслям.

 

Казахстан обладает большим потенциалом в развитии креативной экономики. Уже сегодня в стране работает много талантливых творцов в самых разных сферах. С должной государственной поддержкой они смогут составить конкуренцию на международном рынке. Для этого государство готово оказывать помощь креативной индустрии через финансовые и нефинансовые инструменты.

 

Исследование по выработке стратегических инициатив и плана развития креативных индустрий на 2022–2023 годы подготовлен при поддержке Официального партнера - АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек», ключевого института развития страны. 

Холдинг «Байтерек» создан 23 мая 2013 года по Указу Президента РК и через дочерние организации поддерживает крупный, средний и малый бизнес, субъектов агропромышленного комплекса страны, отечественных экспортеров и обеспечивает финансовую доступность жилья.



Просмотров: 4273
Сохранено: 04.03.2022






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!