Экспертное мнение: О регионах Казахстана, граничащих с КНР

14.09.2022

«Протяженность границ Казахстана с Китайской народной Республикой — 1 782,8 км. Вдоль казахстанско-китайской границы расположены Абайская, Алматинская, Восточно-Казахстанская и Жетысуская области», — отмечает заместитель директора Центра АО «Институт экономических исследований» (ERI) Нұрболат Құрметұлы.

По состоянию на 1 августа 2022 года в приграничных с КНР областях проживало 3,5 млн человек или 18% населения Казахстана.

 

Абайская область на востоке граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) Китая.

Площадь — примерно 180 тыс. кв. км. В области проживает 610,7 тыс. человек. Уровень урбанизации — 60,5%.


Основа экономики области — агропромышленный комплекс, добыча металлических руд, машиностроение, лёгкая промышленность, производство строительных материалов.

 

С СУАР граничат Аксуатский и Урджарский районы. У Урджарского района большой потенциал развития свободной торговли с Китаем на пограничном переходе в селе Бахты за счёт строительства соответствующей инфраструктуры. У этого погранперехода 200-летния история. Известен как «окно Китая в Европу».


Китай — один из ключевых торговых партнёров во внешнеэкономических отношениях области. Основную долю в экспорте занимают сельскохозяйственная продукция, продукты питания, металлические руды. Импортируют из КНР овощи и фрукты, резиновые и пластмассовые изделия, продукцию лёгкой промышленности, стройматериалы, санитарно-технические изделия, машины и оборудование, электронику.
 

Численность населения Восточно-Казахстанской области по состоянию на 1 августа 2022 года — 731,3 тыс. человек.

Территория — приблизительно 103 тыс. кв. км. Уровень урбанизации в регионе высокий – 66%.


Экономика области достаточно диверсифицирована.
Регион специализируется на цветной металлургии, машиностроении, химической промышленности, производстве продуктов питания и сельском хозяйстве.

В области четыре района (Зайсанский, Катон-Карагайский, Курчумский и Тарбагатайский) граничат с СУАР КНР. Действует крупный пограничный пункт пропуска «Майкапчагай» в Зайсанском районе.


У региона налаженные связи с КНР в сфере торговли и инвестиций. Во внешнеторговом обороте с КНР основные экспортные товары — продукция сельского хозяйства, цветные металлы, редкоземельные и драгоценные металлы. Основу импорта из КНР составляют овощи и фрукты, продукция машиностроения, электроника, строительные материалы, продукция нефтехимии.  


Ещё один регион, граничащий с СУАР КНР — Алматинская область.

Население региона по состоянию на 1 августа 2022 года — 1,5 млн человек. Территория области превышает 104 тыс. кв км. Большая часть жителей проживает в сельской местности, в регионе самый низкий по Казахстану показатель урбанизации – 16,2%.

 

Регион аграрно-индустриальный. Экономическая специализация —сельское хозяйство, производство продуктов питания, производство стройматериалов и машиностроение.

 

В области два района (Райымбекский, Уйгурский) имеют общие границы с СУАР КНР. По территории области проходит международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай». Действует пограничный пункт пропуска «Калжат» в Уйгурском районе.

 

Китай — один из основных торговых партнёров Алматинской области. Основные экспортные товары в КНР — сельскохозпродукция и продукты питания. Импортирует регион из КНР овощи и фрукты, продукцию химической промышленности, стройматериалы, парфюмерию, пластмассовые и резиновые изделия, продукцию лёгкой промышленности, деревянные изделия, бумажную продукцию, стекло и стеклянные изделия, металлические изделия и продукцию машиностроения.


Главный транзитный мост с КНР — Жетысуская область.

Население — 699 тыс. человек. Область занимает территорию в 119 тыс. кв км. Уровень урбанизации — 44,4%.


Структура экономики области аграрно-индустриальная. Основу экономики формируют агропромышленный комплекс, машиностроение и производство стройматериалов.


В регионе расположены два крупных пограничных пунктов пропуска. Это – первый в Казахстане Международный центр приграничного  сотрудничества «Хоргос» в Панфиловском районе, а также пограничный пункт пропуска «Достык» в Алакольском районе.


Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» —комплекс по развитию экономики между двумя странами. Центр предоставляет 30 дней безвизового пребывания, свободное передвижение людей, товаров и транспорта. Есть беспошлинный вывоз товаров стоимостью 8000 юаней в день для посетителей из КНР. Беспошлинный вывоз товаров весом 25 кг или стоимостью 500 евро один раз в месяц для посетителей из РК. Свободная экономическая зона предоставляет инвесторам различные налоговые послабления, например, освобождение от корпоративного подоходного налога (КПН), налога на имущество, налога на добавленную стоимость и ряда других плат.


Помимо торговых отношений, регионы, граничащие с КНР, активно   привлекают китайские инвестиции в развитие реальных секторов экономики. По состоянию на начало 2022 года в четырёх приграничных с КНР областях страны было зарегистрировано 131 предприятие с участием китайских инвесторов. Основная часть этих предприятий работает в сельхозотрасли, промышленности, строительстве и торговле.


Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР

В приграничном с Казахстаном регионе СУАР в 2018 году проживало 24,8 млн человек, то есть на 5,2 млн. человек больше, чем в Казахстане. Уровень урбанизации в 2018 году — 50,9%.


Территория региона — 1,6 млн км. Административно-территориальное устройство СУАР включает 14 префектур, 4 города префектурного уровня, 105 уездов, 13 муниципальных районов, 1076 поселков. Административный центр — город Урумчи с населением более 4 млн человек.


Экономика региона в последние годы развивается быстрыми темпами за счёт масштабных инвестиционных проектов правительства страны по развитию инфраструктуры. По итогам 2018 года ВРП СУАР составил $184,4 млрд, а в расчёте на душу населения — $7,4 тыс.


Регион специализируется на добыче нефти и природного газа, нефтепереработке и нефтехимии, добыче и переработке угля, электроэнергетике, лёгкой промышленности, производстве электроники, в сельском хозяйстве и переработке сельсхозпродукции.


«В перспективе ожидается, что развитие торгово-экономических отношений приграничных регионов Казахстана с СУАР усилится. Этому будут способствовать меры государства по развитию транспортной связанности, трансграничной торговли, повышению инфраструктурного потенциала приграничных регионов, урегулированию вопросов деления трансграничных вод (реки Иртыш, Или и др.) и других сфер», — пояснил Нурболат Құрметұлы.


Эксперт отметил, что в Плане территориального развития Республики Казахстан до 2025 года особый акцент делается на развитии внешней транспортной связанности. Это связано с внешними факторами — с географической ситуацией в Казахстане. К ним относится отсутствие крупного внутреннего рынка, отдалённость от мировых рынков, низкая плотность населения и большие расстояния, а также сильная внешняя гравитация со стороны Китая, РФ и Узбекистана.


В целях укрепления внешней связанности предполагается завершение строительства международных экономических коридоров, модернизация автомобильных дорог между областными центрами, реконструкция и модернизация аэропортов международного значения в областных центрах.

Для сохранения конкурентоспособности приграничных регионов будут реализованы меры по реализации их экономического потенциала, в том числе развитие производственной инфраструктуры, создание свободных экономических зон, кластеров и центров приграничной торговли.


Предусматриваются и меры по повышению инфраструктурного потенциала приграничных регионов как транспортно-логистических центров. Строительство приграничных транспортно-логистических центров будет при пунктах пропуска или вблизи к территории пунктов пропуска на казахстанских участках.     


В реализацию Плана территориального развития РК в рамках национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» планируется ряд проектов по увеличению транзитных потоков с Китая. В частности, ожидается реконструкция автомобильной дороги республиканского значения «Граница РФ – Майкапшагай», «Ушарал-Достык», строительство вторых путей и электрификация железнодорожного участка «Достык – Мойынты», реконструкция взлётно-посадочной полосы аэропорта местных воздушных линий в городе Зайсан Восточно-Казахстанской области и др.  


«В перспективе внешняя гравитация со стороны СУАР на приграничные регионы Казахстана будет усиливаться. В частности, с дальнейшим развитием города Урумчи будет усиливаться конкуренция с Алматы за таланты, инвестиции и ресурсы», — резюмировал эксперт ERI.

 

 



Просмотров: 2002
Сохранено: 14.09.2022






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!