Эксперты обсудили вопросы развития моногородов Казахстана

07.10.2022

Моногород – средний или большой город, где основная часть промышленного производства и трудоспособного населения сосредоточена на одном или нескольких (немногих) градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля и сырьевой направленности (моноспециализация), которые при этом определяют все экономические и социальные процессы, происходящие в городе.

Вчера, 6 октября, состоялся круглый стол, организованный АО «Институт экономических исследований» (ERI) на тему «Развитие моногородов Казахстана: проблемы и пути решения».

В обсуждении участвовали эксперты министерства национальной экономики Республики Казахстан, Бюро Национальной Статистики АСПиР РК, Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, Института природных ресурсов, Казахстанско-немецкого университета, Института государственной политики и управления, Университета Центральной Азии; Екибастузского инженерно-технического института им.академика К.Сатпаева, представители акиматов моногородов Казахстана.

 

C приветственным словом выступил Заместитель Председателя Правления ERI Алихан Абаканов.

На фото: Заместитель Председателя Правления ERI Алихан Абаканов, заместитель директора Центра ERI Сауле Самекина, Ведущий эксперт Центра ERI Шынар Тулешова

Основные проблемы развития моногородов Казахстана

Спикер: Представитель Министерства национальной экономики РК Бекжан Киссанов

 

Сегодня в 27 моногородах фукционирует 35 градообразующих предприятий. Моногорода вносят основной вклад в промышленное развитие страны.


Всего в моногородах Казахстана сейчас проживает 1,4 млн человек и сохраняется тенденция к сокращению населения, в то время как его численность во всей стране растёт (с 2015 года она выросла на 8%).

Наряду со снижением численности населения в моногородах уменьшается рабочая сила и сокращается занятость населения.

Приоритетной задачей является рассредочение населения в такие города — стимулирование переселения жителей в трудодефицитные регионы.

 

В большинстве моногородов экономическая эффективность градообразующих предприятий зависит от мировой конъюнктуры цен на сырьё, что делает их весьма уязвимыми.

 

Основная проблема городов — состояние инфраструктуры: высокий уровень износа водо- и теплосетей, сетей электропередач, канализации. Министерство национальной экономики систематически решает данные проблемы. С 2019 по 2021 годы из республиканского бюджета было выделено 26,5 млрд тенге на реализацию 67 проектов в 19 моногородах.


Министерство прорабатывает вопрос по увеличению финансирования для развития инфраструктуры в моногородах. Для этого проведён анализ совместно с АО «Институт экономических исследований», в ходе которого выявлены целевые меры и инструменты господдержки.

На основе анализа планируется реализовать следующие меры:

1.Пересмотреть критерии отнесения населённых пунктов к моногородам и их категоризации на группы.

2. Разработка единого перечня мер господдержки моногородов с включением каждого министерства и их мер для поддержки моногородов.

 3. Введение режима территории опережающего развития для отдалённых моногородов.

4. Реализация инициативы «С дипломом — в село!». Изменение программы с включением моногородов к участию. Уже разработана Дорожная карта.

 

Современные демографические тенденции в моногородах Казахстана

Спикер: Ведущий эксперт Центра ERI, PhD Шынар Тулешова

 

Демографические тенденции в моногородах тесно связаны с их социально-экономической ситуацией, культурными ценностями, развитием инфраструктуры.

 

Один из путей развития моногородов — выработка рекомендаций по их демографическому развитию. 


АО «Институт экономических исследований» провёл обширный анализ демографии 27 моногородов Казахстана.

Анализ демографических тенденций моногородов за последнее десятилетие (2011-2021 гг.) позволил их классифицировать на группы.


Первая группа моногородов включает города Алтай, Серебрянск, Риддер (Восточно-Казахстанская область), Житикара, Лисаковск, Рудный (Костанайская область), и Шахтинск (Карагандинская область). В этих моногородах в 2021 году численность населения сократилась по сравнению с 2011 годом. Доля населения пенсионного возраста превышает 17%, то есть население является сравнительно старым. Коэффициент смертности превышает коэффициент рождаемости, что говорит о естественном сокращении населения.

 

Вторая группа включает два моногорода Аркалык и Каражал (Карагандинская область). Несмотря на то, что в этих городах численность населения показала сокращение в обследуемый десятилетний период, другие демографические индикаторы благоприятны. Доля пожилого населения — около 10%. Рождаемость значительно превышает смертность, что говорит о естественном приросте населения. Сокращение численности населения в этих моногородах происходит из-за миграционного оттока населения.

 

Третья группа включает Степногорск (Акмолинская область), Сарань, Темиртау, Абай (Карагандинская область), Аксу, Экибастуз (Павлодарская область), Текели (Алматинская область). В наблюдаемый период в этих моногородах произошел рост численности населения, в особенности в городах Абай и Текели. Но демографические показатели в этих городах менее благоприятны. Доля пожилого населения превышает 13%. В городах Степногорск, Сарань, Абай смертность превышает рождаемость, что говорит о естественном сокращении численности населения. В обследуемый период в этих моногородах росту численности населения способствовало положительное сальдо миграции.

Четвёртая группа включает Аксай (Западно-Казахстанская область), Балхаш, Жезказган, Сатпаев (Карагандинская область), и Курчатов (Восточно-Казахстанская область). В этих городах доля пожилого населения варьируется от 10,8% до 13,4%. Рождаемость значительно превышает смертность, что говорит о естественном приросте населения.  

Пятая группа включает города Хромтау (Актюбинская область), Кульсары (Атырауская область), Жанаозен (Мангистауская область), Кентау (Туркестанская область), Жанатас, Каратау (Жамбылская область). В этих моногородах численность населения выросла более чем на 10%, доля пожилого населения варьируется от 5,9% до 10,4%. Значение коэффициента рождаемости превышает 23,1 на 1000 человек, а коэффициент смертности ниже, чем 10,7 на 1000 человек.

 

Исходя из этого, моногородами с демографическим потенциалом можно назвать городов второй, четвертой, и пятой группы. Это моногорода, где возрастная структура населения сравнительно молодая, рождаемость превышает смертность, таким образом, наблюдается естественный прирост населения.

 

Моногорода с неблагоприятной демографической ситуацией — города первой и третьей группы, в которых возрастная структура населения является сравнительно старой. Смертность превышает рождаемость, таким образом, наблюдается естественное сокращение населения.

 

Меры улучшения необходимо начать с изучения их экономической ситуации, потенциала градообразующего предприятия (можно ориентироваться на Теорию оптимальной численности населения):

— При ограниченном потенциале градообразующего предприятия в моногородах, необходимо диверсифицировать экономику (особенности города, человеческий капитал, предпринимательство).

— Развитие предпринимательской деятельности среди населения городов. Соответственно, необходим отдельный эффективный пакет по поощрению предпринимательства. Например, льготное кредитование предпринимательства, бесплатное консультативное сопровождение начинающих предпринимателей при их выполнении налоговых и других обязательств в соответствии с законодательством РК, меры упрощения по их участию в местных государственных закупах и другие.

— Необходимо изучение миграционного настроения и социального самочувствия населения в моногородах. Это позволит изучить социальные проблемы населения, социальную привлекательность моногородов. С такой целью Центр АО «Институт экономических исследований» (ERI) проведёт социологический опрос населения моногородов Костанайской области. Результаты опроса позволят расширить рекомендации по улучшению демографического положения моногородов.

— Внедрение отдельного пакета социальных мер, поощряющие рождаемость и приток молодых людей из других местностей. Например, льготное ипотечное кредитование, предоставление работы по специальности, коэффициент надбавки к заработной плате, материнский капитал для молодых семей и другие.

 

 

Особенности сбора и формирования демографических показателей

Спикер: Руководитель управления статистики населения и демографических расчетов Департамента статистики населения БНС АСПиР РК Бакытгуль Утеулина

 

Методология сбора информации соответствует международным рекомендациям и стандартам. На сайте БНС опубликовано шесть методик: по формированию методики расчёта рождаемости и смертности, выращивания и производительности, миграции населения, официальные данные о численности городов и населённых пунктов.

 

Текущие данные статистики основаны на результатах последней переписи в 2021 году.

 

Численность населения Казахстана уже опубликована. Численность городов и районных центров будет опубликована в ноябре текущего года, согласно плану.

 

Статистика естественного движения населения формируется на основе зарегистрированных данных, учитываются и данные Минздрава.

 

Данные по миграции населения базируются на информации МВД РК.

 

Депрессивность моногородов: проблемы и перспективы

Спикер: Ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, Руководитель Центра подготовки научных кадров «Ғылым ордасы», казахстанский ученый, общественный деятель, кандидат исторических наук, ассоциированный профессор, академик МАИН Алтын Уалтаева

 

В науке существует два термина: малый город и моногород.

 

Малый город больше всего в научной сфере распространён у демографов — он определяется прежде всего по социально-демографическим показателе

 

До 2012 года в РК существовало 60 малых городов с численностью населения от 10 тысяч до 50 тысяч.

 

С 2012 года было введено понятие моногород. Термин базируется на взаимосвязи предприятие-город.

 

Изучение развития малых городов в 2004-2006 гг. показало практически нулевые результаты. Т.к. эта «Программа развития малых городов» была провалена, в 2011 году была разработана следующая программа на период 2012-2020 гг. — «Программа развития моногородов». В неё вошли 27 городов, ценных для государства в экономическом плане, которые были разделены по категориям, согласно их специализации.

 

«Развитие данных городов важно в первую очередь для самого населения, проживающего на их территориях», — подчеркнула спикер.

 

Эксперт также отметила, что помимо развития моногородов, важно не забывать и о вопросах развития более 30 малых городов и посёлков городского типа.

 

«Сегодня в Казахстане есть только один сценарий развития малых городов — это сценарий государственного развития. Но в стране нет сценариев на местном уровне. Каждый город на местах знает свои проблемы и пути их решения», — акцентировала Алтын Уалтаева и предложила возможные сценарии их развития:

1)    Прямая господдержка малых городов.  

2)    Экономический сценарий (эволюция малых городов) предполагает укрепление местной власти малых городов, развитие бизнеса (не только малого и среднего, но и крупного).

3)    Прямая поддержка малых городов.

 

Вовлечение населения в процесс планирования постиндустриальных городов

Спикер: Старший научный сотрудник Институт  государственной политики и управления, Университет Центральной Азии кандидат архитектуры, PhD в области общественной политики Мадина Джунусова

 

Добывающая промышленность монополизирует экономическую активность, ухудшает экологическую ситуацию, повышает риск развития техногенных катастроф и создаёт напряжённую социальную обстановку из-за неравенства доходов.

 

Закрытие добывающей промышленности может привести к снижению доходов, росту безработицы, ухудшению криминогенной обстановки, росту неравенства, оттоку молодёжи и экологическим последствиям.

 

«Нужно развивать диалог между государством, предприятиями и населением», — отметила спикер. 


Эксперт рассказала о международном опыте вовлечения населения в процесс развития постиндустриальных городов.

По словам эксперта, процесс вовлечения населения состоит из следующих этапов: консультирование, информирование, вовлечение, сотрудничество, усиление (создание местных фондов развития).

 

Вовлечение населения может стать решением многих вопросов:

— диверсификация экономики возможна через стимуляцию создания и развития малого и среднего бизнеса;

— вовлечение населения в идентификацию рыночных ниш для создания новых продуктов и сервисов;

— обучение населения ведению бизнеса, стимулы и консультационная поддержка.

 



Просмотров: 3257
Сохранено: 07.10.2022






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!