Эксперты обсудили вопросы развития моногородов Казахстана
07.10.2022
Моногород – средний или большой город, где основная часть промышленного производства и трудоспособного населения сосредоточена на одном или нескольких (немногих) градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля и сырьевой направленности (моноспециализация), которые при этом определяют все экономические и социальные процессы, происходящие в городе. В обсуждении участвовали эксперты министерства национальной экономики Республики Казахстан, Бюро Национальной Статистики АСПиР РК, Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, Института природных ресурсов, Казахстанско-немецкого университета, Института государственной политики и управления, Университета Центральной Азии; Екибастузского инженерно-технического института им.академика К.Сатпаева, представители акиматов моногородов Казахстана. C приветственным словом выступил Заместитель Председателя Правления ERI Алихан Абаканов. На фото: Заместитель Председателя Правления ERI Алихан Абаканов, заместитель директора Центра ERI Сауле Самекина, Ведущий эксперт Центра ERI Шынар Тулешова Основные проблемы развития моногородов КазахстанаСпикер: Представитель Министерства национальной экономики РК Бекжан Киссанов Сегодня в 27 моногородах фукционирует 35 градообразующих предприятий. Моногорода вносят основной вклад в промышленное развитие страны.
В большинстве моногородов экономическая эффективность градообразующих предприятий зависит от мировой конъюнктуры цен на сырьё, что делает их весьма уязвимыми. Основная проблема городов — состояние инфраструктуры: высокий уровень износа водо- и теплосетей, сетей электропередач, канализации. Министерство национальной экономики систематически решает данные проблемы. С 2019 по 2021 годы из республиканского бюджета было выделено 26,5 млрд тенге на реализацию 67 проектов в 19 моногородах. Министерство прорабатывает вопрос по увеличению финансирования для развития инфраструктуры в моногородах. Для этого проведён анализ совместно с АО «Институт экономических исследований», в ходе которого выявлены целевые меры и инструменты господдержки. 1.Пересмотреть критерии отнесения населённых пунктов к моногородам и их категоризации на группы. 2. Разработка единого перечня мер господдержки моногородов с включением каждого министерства и их мер для поддержки моногородов. 3. Введение режима территории опережающего развития для отдалённых моногородов. 4. Реализация инициативы «С дипломом — в село!». Изменение программы с включением моногородов к участию. Уже разработана Дорожная карта. Современные демографические тенденции в моногородах КазахстанаСпикер: Ведущий эксперт Центра ERI, PhD Шынар Тулешова Демографические тенденции в моногородах тесно связаны с их социально-экономической ситуацией, культурными ценностями, развитием инфраструктуры. Один из путей развития моногородов — выработка рекомендаций по их демографическому развитию.
Анализ демографических тенденций моногородов за последнее десятилетие (2011-2021 гг.) позволил их классифицировать на группы.
Вторая группа включает два моногорода Аркалык и Каражал (Карагандинская область). Несмотря на то, что в этих городах численность населения показала сокращение в обследуемый десятилетний период, другие демографические индикаторы благоприятны. Доля пожилого населения — около 10%. Рождаемость значительно превышает смертность, что говорит о естественном приросте населения. Сокращение численности населения в этих моногородах происходит из-за миграционного оттока населения. Третья группа включает Степногорск (Акмолинская область), Сарань, Темиртау, Абай (Карагандинская область), Аксу, Экибастуз (Павлодарская область), Текели (Алматинская область). В наблюдаемый период в этих моногородах произошел рост численности населения, в особенности в городах Абай и Текели. Но демографические показатели в этих городах менее благоприятны. Доля пожилого населения превышает 13%. В городах Степногорск, Сарань, Абай смертность превышает рождаемость, что говорит о естественном сокращении численности населения. В обследуемый период в этих моногородах росту численности населения способствовало положительное сальдо миграции. Четвёртая группа включает Аксай (Западно-Казахстанская область), Балхаш, Жезказган, Сатпаев (Карагандинская область), и Курчатов (Восточно-Казахстанская область). В этих городах доля пожилого населения варьируется от 10,8% до 13,4%. Рождаемость значительно превышает смертность, что говорит о естественном приросте населения. Пятая группа включает города Хромтау (Актюбинская область), Кульсары (Атырауская область), Жанаозен (Мангистауская область), Кентау (Туркестанская область), Жанатас, Каратау (Жамбылская область). В этих моногородах численность населения выросла более чем на 10%, доля пожилого населения варьируется от 5,9% до 10,4%. Значение коэффициента рождаемости превышает 23,1 на 1000 человек, а коэффициент смертности ниже, чем 10,7 на 1000 человек. Исходя из этого, моногородами с демографическим потенциалом можно назвать городов второй, четвертой, и пятой группы. Это моногорода, где возрастная структура населения сравнительно молодая, рождаемость превышает смертность, таким образом, наблюдается естественный прирост населения. Моногорода с неблагоприятной демографической ситуацией — города первой и третьей группы, в которых возрастная структура населения является сравнительно старой. Смертность превышает рождаемость, таким образом, наблюдается естественное сокращение населения. Меры улучшения необходимо начать с изучения их экономической ситуации, потенциала градообразующего предприятия (можно ориентироваться на Теорию оптимальной численности населения): — При ограниченном потенциале градообразующего предприятия в моногородах, необходимо диверсифицировать экономику (особенности города, человеческий капитал, предпринимательство). — Развитие предпринимательской деятельности среди населения городов. Соответственно, необходим отдельный эффективный пакет по поощрению предпринимательства. Например, льготное кредитование предпринимательства, бесплатное консультативное сопровождение начинающих предпринимателей при их выполнении налоговых и других обязательств в соответствии с законодательством РК, меры упрощения по их участию в местных государственных закупах и другие. — Необходимо изучение миграционного настроения и социального самочувствия населения в моногородах. Это позволит изучить социальные проблемы населения, социальную привлекательность моногородов. С такой целью Центр АО «Институт экономических исследований» (ERI) проведёт социологический опрос населения моногородов Костанайской области. Результаты опроса позволят расширить рекомендации по улучшению демографического положения моногородов. — Внедрение отдельного пакета социальных мер, поощряющие рождаемость и приток молодых людей из других местностей. Например, льготное ипотечное кредитование, предоставление работы по специальности, коэффициент надбавки к заработной плате, материнский капитал для молодых семей и другие. Особенности сбора и формирования демографических показателейСпикер: Руководитель управления статистики населения и демографических расчетов Департамента статистики населения БНС АСПиР РК Бакытгуль Утеулина Методология сбора информации соответствует международным рекомендациям и стандартам. На сайте БНС опубликовано шесть методик: по формированию методики расчёта рождаемости и смертности, выращивания и производительности, миграции населения, официальные данные о численности городов и населённых пунктов. Текущие данные статистики основаны на результатах последней переписи в 2021 году. Численность населения Казахстана уже опубликована. Численность городов и районных центров будет опубликована в ноябре текущего года, согласно плану. Статистика естественного движения населения формируется на основе зарегистрированных данных, учитываются и данные Минздрава. Данные по миграции населения базируются на информации МВД РК. Депрессивность моногородов: проблемы и перспективыСпикер: Ведущий научный сотрудник Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, Руководитель Центра подготовки научных кадров «Ғылым ордасы», казахстанский ученый, общественный деятель, кандидат исторических наук, ассоциированный профессор, академик МАИН Алтын Уалтаева В науке существует два термина: малый город и моногород. Малый город больше всего в научной сфере распространён у демографов — он определяется прежде всего по социально-демографическим показателе До 2012 года в РК существовало 60 малых городов с численностью населения от 10 тысяч до 50 тысяч. С 2012 года было введено понятие моногород. Термин базируется на взаимосвязи предприятие-город. Изучение развития малых городов в 2004-2006 гг. показало практически нулевые результаты. Т.к. эта «Программа развития малых городов» была провалена, в 2011 году была разработана следующая программа на период 2012-2020 гг. — «Программа развития моногородов». В неё вошли 27 городов, ценных для государства в экономическом плане, которые были разделены по категориям, согласно их специализации. «Развитие данных городов важно в первую очередь для самого населения, проживающего на их территориях», — подчеркнула спикер. Эксперт также отметила, что помимо развития моногородов, важно не забывать и о вопросах развития более 30 малых городов и посёлков городского типа. «Сегодня в Казахстане есть только один сценарий развития малых городов — это сценарий государственного развития. Но в стране нет сценариев на местном уровне. Каждый город на местах знает свои проблемы и пути их решения», — акцентировала Алтын Уалтаева и предложила возможные сценарии их развития: 1) Прямая господдержка малых городов. 2) Экономический сценарий (эволюция малых городов) предполагает укрепление местной власти малых городов, развитие бизнеса (не только малого и среднего, но и крупного). 3) Прямая поддержка малых городов. Вовлечение населения в процесс планирования постиндустриальных городовСпикер: Старший научный сотрудник Институт государственной политики и управления, Университет Центральной Азии кандидат архитектуры, PhD в области общественной политики Мадина Джунусова
Добывающая промышленность монополизирует экономическую активность, ухудшает экологическую ситуацию, повышает риск развития техногенных катастроф и создаёт напряжённую социальную обстановку из-за неравенства доходов. Закрытие добывающей промышленности может привести к снижению доходов, росту безработицы, ухудшению криминогенной обстановки, росту неравенства, оттоку молодёжи и экологическим последствиям. «Нужно развивать диалог между государством, предприятиями и населением», — отметила спикер.
По словам эксперта, процесс вовлечения населения состоит из следующих этапов: консультирование, информирование, вовлечение, сотрудничество, усиление (создание местных фондов развития). Вовлечение населения может стать решением многих вопросов: — диверсификация экономики возможна через стимуляцию создания и развития малого и среднего бизнеса; — вовлечение населения в идентификацию рыночных ниш для создания новых продуктов и сервисов; — обучение населения ведению бизнеса, стимулы и консультационная поддержка.
Просмотров: 3257 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|