Доступно ли качественное образование в сельских школах?

23.02.2023

Образование является одной из главных составляющих человеческого капитала - самого ценного ресурса любого государства. Поэтому многие развитые страны уделяют первостепенное внимание развитию своей системы образования.

В передовых странах разница в качестве образования в городской и сельской местности сведена к минимум - например, школьники из Японии, Финляндии, Германии и Великобритании показывают впечатляющие результаты независимо от местоположения школы.

В Казахстане - в стране с достаточно большим количеством сельского населения (7,5 млн. чел.), качество образования в сельских школах значительно уступает городскому. Если учесть, что в сельских школах обучаются более 1,5 млн. чел. (43% от всех обучающихся по стране), то проблема неравенства между городскими и сельскими школами обретает особую актуальность.

В чем выражаются диспропорции в среднем образовании?

Одной из главных причин пробелов в сельском образовании является состав учителей. 
Так, по доле учителей, имеющих квалификационную категорию «педагог-мастер», между городскими и сельскими школами имеется двукратная разница (1,4% и 0,7% соответственно). Доля «педагогов-исследователей» в сельских школах на 9,1% меньше, чем в городских.

Вместе с тем, в сельской местности острой проблемой остается потребность в учительских кадрах. Всего в сельской местности работает 209,6 тыс. педагогических работников, а дополнительная потребность составляет 2 240 штатных ед. 
В связи с этим требуется активизировать реализацию специальных программ по привлечению педагогических кадров в сельскую местность, в том числе в рамках проекта «С дипломом в село».

Не способствует повышению качества образования наличие малокомплектных школ в селе, особенно, в северо-восточных регионах. 
По итогам 2021 года в селах страны насчитывалось 2 725 малокомплектных школ. Больше всего таких школ оказалось в селах Акмолинской (356), Северо-Казахстанской (351), Восточно-Казахстанской (337) и Костанайской (317) областей. Для поддержки малокомплектных школ с 2011 года создаются опорные школы или ресурсные центры. Всего по стране на сегодняшний день функционирует 41 ресурсный центр. Они оказывают методическую и методологическую помощь малокомплектным школам.

Сравнение данных технического состояния школ также складывается не в пользу села. 
В селах количество аварийных школ в 2 раза выше чем в городах. По итогам 2021 года 69% школ, требующих капитального ремонта, приходилось на сельскую местность. Больше всего таких школ в находятся в селах Алматинской (102 ед.), Жамбылской (41 ед.) и Туркестанской (40 ед.) областях.

Высокоскоростной интернет в селах мог бы значительно улучшить качество образования в селах. 
Однако, между городом и селом сохраняется значительное цифровое неравенство. По республике в 1 364 сельских школах скорость интернета ниже 2 Мбит/сек.


Резюмируя вышеизложенное можно отметить - неравный доступ приводит к неравным возможностям.

Есть немало примеров когда выходцы из села становились успешными учеными, политиками, бизнесменами, экспертами в различных сферах. В сельской местности проживает много талантливой и перспективной молодежи. Для них нужно создавать условия и оказывать всестороннюю поддержку. Государство должно сосредоточить усилия на создании равных условий для получения образования, в независимости от места проживания человека. 

Первые шаги от государства должны быть направлены на решение проблемы обеспечения квалифицированными кадрами сельских школ, развития их материальной базы, ликвидации цифрового неравенства и др. От решения этих проблем и целенаправленной работы по развитию сельского образования будет зависеть, сможем ли мы воспитать и взрастить конкурентоспособное молодое поколение.



Просмотров: 1422
Сохранено: 23.11.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!