Трансформация системы государственной поддержки, заключающаяся в переходе от «количественной» задачи по поддержке бизнеса к поддержке эффективных МСП посредством принятия качественных «пакетных решений» с созданием востребованной инфраструктуры, является одной из принципиальных задач «новой повестки» развития предпринимательства.
Принципиальность совершенствования данного направления объясняется значимостью влияния инструмента государственной поддержки на отрасли и экономику в целом.
Анализ, проведенный Институтом экономических исследований при поддержке АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» с участием широкого круга заинтересованных лиц, в том числе с привлечением узкоотраслевых специалистов, показал, что с увеличением объема государственной поддержки на 1 млн тенге, ВВП страны возрастает в среднем на 40,6 млн тенге, инвестиции в основной капитал – на 6,9 млн тенге, доходы республиканского бюджета – на 6,7 млн тенге.
Показатели сельскохозяйственной отрасли также сильно зависят от объема субсидий АПК. С увеличением объема субсидирования на 1 млн тенге объемы производства по животноводству возрастают в среднем на 2,3 млн тенге, по рыбе – на 25,4 млн тенге, по глубокой переработке животноводческой и рыбной продукции – на 8,8 млн тенге и 21,6 млн тенге соответственно.
Вместе с тем, государственная поддержка в Казахстане предоставляется в рамках различных программ, разными государственными органами и операторами поддержки, что приводит к дублированию и конкурированию инструментов поддержки. Отсутствие единой координации, мониторинга, а также точных сведений по действующим мерам поддержки снижает эффективность выделяемых средств.
В целях совершенствования системы государственной поддержки предложено обеспечить межотраслевую координацию государственных органов, курирующих вопросы поддержки субъектов предпринимательства, внедрить общую систему мониторинга и институт анализа эффективности мер поддержки, предоставляемых субъектам предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой.