О чем говорят показатели рейтингов? Направление «Безопасность

30.10.2023

Одним из показателей, оценивающим качество транспортной инфраструктуры, и, как следствие, уровень безопасности на дорогах  является «Смертные случаи на транспорте», который рассматривается в рамках Индекса социального прогресса. 

Справочно: В Индексе социального прогресса используется методика расчета, при которой учитываются потерянные годы жизни (DALYs) на 100 000 человек, вызванные травмами, связанными с транспортом. Эти травмы включают в себя смерть или инвалидность, вызванные несчастными случаями при взаимодействии с автомобилями, мотоциклами, велосипедами и другими видами транспорта.


В Индексе социального прогресса за 2022 год Казахстан по данному показателю занял 95 место (При этом стоит учитывать, что использовались данные за 2019 год). Лидирующие позиции заняли следующие страны: Сингапур, Ирландия, Япония, Швеция и Нидерланды. Замыкают рейтинг такие страны, как Оман, Лесото и Саудовская Аравия.

Согласно данным ООН ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) во всем мире гибнут 1,3 млн. человек – один человек каждые 24 секунды. Еще от 20 до 50 млн. человек получают несмертельные травмы, которые во многих случаях приводят к инвалидности.

При этом ДТП являются самой частой причиной смерти молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет в мире. Также стоит отметить, что более половины всех смертей в результате ДТП приходится на уязвимых участников дорожного движения – пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.

Несмотря на то, что на страны с низким или средним уровнем дохода приходится приблизительно 60% мирового парка автотранспортных средств, в них регистрируется 93% всех ДТП со смертельным исходом (9 из 10 жертв приходятся на страны со средним и низким уровнем дохода).
 
Наиболее высокая смертность в результате дорожно-транспортного травматизма отмечается в странах Африканского региона, а наиболее низкая – в странах Европейского региона. Даже в странах с высоким уровнем дохода риск дорожно-транспортных происшествий возрастает в группах, занимающих более низкое социально-экономическое положение.

Около 73% всех ДТП со смертельным исходом приходится на молодых мужчин в возрасте до 25 лет, среди которых риск гибели в результате ДТП почти в три раза выше, чем среди молодых женщин.

Экономические потери большинства стран в результате ДТП достигают 3% от их ВВП. Это обусловлено стоимостью лечения и потерей производительности вследствие гибели или травм, а также отрыва от производства или обучения людей, которые должны заботиться о пострадавших.

Одним из факторов риска ДТП является превышение скорости. Увеличение средней скорости движения напрямую влияет на тяжесть их последствий. Например, увеличение медианной скорости движения на 1% приводит к возрастанию риска ДТП со смертельным исходом на 4% и риска ДТП с серьезными последствиями на 3%.

Использование ремней безопасности снижает риск смертельного исхода среди водителей и пассажиров на переднем ряду сидений на 45-50% и риск смертельного исхода или серьезного травматизма среди пассажиров на заднем ряду сидений на 25%. Использование детских удерживающих систем снижает риск смертельного исхода на 60%.

Наряду с этим использование мобильного телефона при управлении транспортным средством в 4 раза увеличивает риск возникновения ДТП. Использование телефона при управлении транспортным средством ведет к замедлению реакции (в частности, увеличению времени реакции при необходимости торможения), а также затрудняет соблюдение рядности дорожного движения и дистанции между транспортными средствами.

В Казахстане остается высокий уровень смертности на дорогах. Согласно данным  Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан за 2022 год в Казахстане произошло 14 503 ДТП, при этом пострадало 18 378 человек, погибло - 2 396 человек. По сравнению с 2021 годом (13 813) отмечается рост количества ДТП на 5%.
 
Наибольшее количество ДТП отмечается в г. Алматы (3 502), а также Алматинской (2 083) и Жамбылской (1 500) областях. Наименьшее количество отмечается в Абайской (101) и Улытауской (42) областях. При этом также отмечается, что 48% аварий со смертельным исходом случаются на республиканских трассах.

Государственные органы должны принимать меры для обеспечения безопасности дорожного движения на основе целостного подхода. Это требует участия многих секторов, таких как транспортный, органы правопорядка, здравоохранения, образования, а также принятия мер по повышению безопасности дорог, транспортных средств и участников дорожного движения.

К числу эффективных мер относятся проектирование более безопасной инфраструктуры и включение элементов обеспечения безопасности дорожного движения в планирование землепользования и развития транспорта, совершенствование систем безопасности транспортных средств, улучшение помощи пострадавшим в ДТП, принятие и обеспечение выполнения законодательных актов, касающихся основных рисков, и проведение информационно-просветительских мероприятий.




Просмотров: 888
Сохранено: 24.11.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!