О деятельности Специальных экономических зон

19.04.2024

На сегодняшний день в Казахстане функционируют 14 Специальных экономических зон (далее - СЭЗ), каждая создаваемая зона имеет свою отраслевую направленность, то есть они различаются как по видам деятельности, так и по масштабам территорий.
 
Основные цели создания СЭЗ - ускоренное развитие высокопроизводительных и конкурентоспособных производств, внедрение новых технологий в отрасли региональных экономик, обеспечение населения занятостью, привлечение прямых иностранных инвестиции.

 
Согласно данным «QazIndustry, на территории 13 СЭЗ (без учета СЭЗ «Алатау) реализовано 317 проектов стоимостью 2,3 трлн. тенге, создано 24 тыс. постоянных рабочих мест. В СЭЗ-ы было привлечено 2,7 трлн. тенге инвестиций, в рамках строительства - 4,1 трлн. тенге. Объем производства составил более 7 трлн. тенге. На территориях СЭЗ выпускается 136 видов продукции, из них более 30 новых видов продукции появились благодаря реализации программы индустриализации (вертолеты, оптические прицелы для винтовок, приборы ночного видения, бронетранспортеры, локомотивы, электровозы, пассажирские вагоны, трубы премиум класса, хлопковая целлюлоза, полипропиленовая нити и др.), а также оказывается более 50 уникальных IT-решений и услуг. Экспортировано продукции на 480 млрд. тенге. В бюджеты от реализации проектов на территории СЭЗ поступило 353 млрд. тенге.
 
В целом, с учетом бюджетных затрат на строительство инфраструктуры всех СЭЗ, 1 бюджетный тенге, вложенный в инфраструктуру СЭЗ, привлек 3,1 тенге инвестиций в промышленность, из них только 1 тенге частных инвестиций и 0,37 тенге иностранных инвестиций.

Существующие проблемы

Низкая обеспеченность инфраструктуры
Согласно анализу данных Высшей аудиторской палаты, лишь 4 экономические зоны Казахстана можно назвать успешными (СЭЗ «Астана - новый город», «ПИТ», СЭЗ «Онтүстік» и «Морской порт Актау»), которые отвечают за большую часть продукции, производимой во всех специальных экономических зонах Казахстана. Остальные специальные экономические зоны и большинство индустриальных зон, в связи с нехваткой базовой инфраструктуры, а также других существующих проблем, не могут достичь установленных целевых показателей. Так, средний показатель завершенности инфраструктуры отечественных СЭЗ составляет более 70%.

 

Текущая заполняемость СЭЗ составляет лишь 40%, в том числе из-за ограничений по приоритетным видам деятельности. На данный момент только «Астана-новый город» и «Павлодар» заполнили свои помещения более, чем на 90%.

Высокая доля участия квазигосударственных компаний в промышленных проектах
Так, квазигосударственными компаниями инвестировано в промышленность всех СЭЗ 807,2 млрд. тенге или 65,2% от общего объема инвестиций в промышленные проекты СЭЗ. 

Рекомендации по развитию СЭЗ

Обновление инфраструктуры
Для ускорения вопросов по обеспечению инфраструктуры рекомендуется возмещение части затрат, понесенных инвестором на подведение инфраструктуры после ввода проекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, успешный опыт г. Алматы и других стран показывает, что одним из путей решения инфраструктурных и земельных вопросов является строительство промышленных парков, которые представляют собой территории, где есть готовые помещения с необходимой инфраструктурой и коммуникациями.

Важно отметить, что необходимая инфраструктура имеется в моногородах, которые потенциально также могут стать СЭЗ.

Привлечение прямых иностранных инвестиций
Исходя из проблемы низкого удельного веса прямых иностранных инвестиции, предлагается постепенно переставлять промышленность на рельсы «устойчивого развития», посредством внедрения обязательств раскрытия нефинансовой отчетности в рамках Экологических, социальных и управленческих факторов (ESG). 

Адаптация СЭЗ к требованиям международной торговли и вовлечение научных организаций
В Казахстане существует необходимость адаптации СЭЗ к меняющейся среде международного торговли, особенно в свете членства Казахстана - во Всемирной Торговой Организации (ВТО), Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС), в инициативе Китая «Один пояс, один путь», и других международных и региональных соглашениях.  Подобная адаптация будет содействовать интеграции Казахстана в региональные и глобальные цепи начисления стоимости (ГЦНС). Участие в ГЦНС, на которые приходится 80% мировой торговли.

Вовлечение научных организаций
Существует необходимость увеличения вклада науки и технологий в экономическое развитие Казахстана. В частности, расходы страны на НИОКР составляют лишь 0,13% от ВВП (данные за 2022 год), что значительно ниже уровней в 1,0% - 1,5%, обычно рекомендованных для стран на схожем этапе экономического развития. 

К примеру, в рейтинге мировой конкурентоспособности IMD и Глобальном индексе инноваций. В рейтинге IMD 2023 по общим расходам на НИОКР страна заняла 57 место из 60 стран со значением 0,13% от ВВП (257 млн. долл. США), опережая лишь Перу (0,12%), Монголию и Кувейт (0,10%) . По показателю «Расходы бизнеса на НИОКР» Казахстан занял 56 место из 59 стран со значением 0,05% от ВВП (90 млн. долл. США), опережая лишь Перу и Индонезию (0,02%), а также Монголию (0,01%). 

Более того, по данным Индекса экономики знаний (Knowledge Economy Index) Всемирного Банка за 2023 год, Казахстан занял лишь 74-е место из 133 стран.

В этой связи предлагается активно вовлекать научные организаций в деятельность СЭЗ, посредством участия их в разработке и внедрении новых продуктов и услуг на их базе.

Между тем, основными критериями эффективности работы СЭЗ в Казахстане должно быть:
  • экспортоориентированность производимых товаров и услуг; 
  • создание высокооплачиваемых рабочих мест;
  • трансферы технологий.




Просмотров: 679
Сохранено: 19.04.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!