Демографы разделяют два главных этапа урбанизационного перехода (urban transition or urban demographic transition). На первом этапе уровень урбанизации повышается от 5% до 50%, и ежегодный темп прироста достигает 6%. Второй этап характеризуется ростом уровня урбанизации от 50% до 80%. На этом этапе ежегодный темп прироста уровня снижается от 6% до 0,6%.
По данным ООН в Северной Америке в
среднем уровень урбанизации составляет 83,6%, Латинской Америке – 82,4%,
Европе – 76,1%, Азии – 54%, Африке – 45,9%. При
этом ежегодный темп прироста уровня урбанизации в Северной Америке –
0,2%, Латинской Америке и Европе – 0,3%, Азии и Африке – около 1,1%.
В соответствии со статистическими
данными на 1 января 2025 года уровень урбанизации достиг 63% в Казахстане. Темп
прироста уровня урбанизации за последние десять лет составил 11,5% с ежегодным
темпом в пределах от 0,4% до 1,5%. Уровень урбанизации в стране имеет тенденцию
дальнейшего повышения.
Процесс
урбанизации для городов имеет положительные и отрицательные последствия:
Урбанизация
обычно имеет огромные положительные социально-экономические последствия для
городов: это рост ВВП и увеличение доходов
населения; улучшение качества жизни и рост человеческого капитала (через
доступность более качественных услуг образования и здравоохранения); развитие транспортной,
коммунальной и социальной инфраструктуры, и другие.
Однако, быстрое увеличение численности
населения в городах может иметь и свои издержки, такие как дефицит жилья,
перегруженность транспортных систем, нехватку социальных и коммунальных услуг, рост
преступности, и экологическое загрязнение.
Предотвращение негативных
последствий урбанизации в крупных городах страны требует комплексного подхода
по развитию агломерационной экономики.
По мнению экспертов группы Всемирного банка, Казахстан не реализует полностью
выгоды агломерационной экономики.
Одними из ключевых мер по развитию
агломерационной экономики могут быть:
- Создание
условий для бизнеса, например развитие малых и средних предприятий в
агломерациях за счет снижения административной нагрузки;
- Развитие
инфраструктуры, в том числе модернизация транспортной и логистической
инфраструктуры для комфортной жизни и эффективного перемещения товаров и людей;
- Строительство
комфортного жилья с учетом роста населения агломерации, чтобы снизить нагрузку
на инфраструктуру и сократить социальное неравенство внутри города;
- Перемещение
определенных высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций в
агломерации для развития научно-инновационного кластера;
- Развитие
культурных и исторических объектов. Это может привлечь туристов, развить
культурные и креативные индустрии, что создаст новые рабочие места и повысит
экономическую привлекательность агломераций.
Тулешова Шынар
Ведущий эксперт Центра региональных исследований и качества жизни