Школьники Казахстана за устойчивое будущее: подведены итоги конкурса эссе в рамках подготовки третьего Добровольного национального обзора

28.03.2025

В период с 18 февраля по 3 марта 2025 года в рамках подготовки третьего Добровольного национального обзора (ДНО) по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН состоялся Республиканский конкурс эссе среди учащихся 7–12 классов. Организатором выступило АО «Институт экономических исследований» при поддержке Программы развития ООН (ПРООН), Министерств национальной экономики и просвещения РК.

Конкурс стал важным этапом вовлечения школьников в национальный диалог по устойчивому развитию и реализовал основной принцип Повестки дня до 2030 года – «Никого не оставить позади», обеспечив участие всех категорий граждан, включая школьников из разных регионов страны.

На конкурс поступило более 600 эссе, написанных на казахском, русском и английском языках. По итогам технической экспертизы, 220 работ были исключены из рассмотрения из-за использования генеративных моделей искусственного интеллекта и технических проблем в документе. В финальный анализ вошло 380 оригинальных эссе, в которых молодые авторы раскрыли своё видение будущего Казахстана и мира в контексте 17 глобальных целей.

Участниками было предложено свыше 300 уникальных тем. В тематическом разрезе наибольшее количество эссе пришлось на социальный блок – 53%, за ним следуют экологический (33%) и экономический (11%) блоки. Эти цифры подтверждают высокий уровень социальной осознанности и активной гражданской позиции школьников.

В рамках социального блока участники поднимали ключевые темы справедливости, инклюзии и благополучия. В ряде эссе, объединённых под темой «Равные возможности для всех» (ЦУР 5), обсуждались права женщин, доступ к качественному образованию, поддержка людей с особыми потребностями и необходимость уважительного отношения ко всем – вне зависимости от пола, возраста или физического состояния. Особенно ярко проявился интерес к теме здоровья: эссе на тему «Быть здоровым – это модно!» (ЦУР 3) подчёркивали важность ментального и физического здоровья, формирования полезных привычек, профилактики заболеваний и заботы о себе как части современной культуры устойчивости.

В экономическом блоке авторы демонстрировали интерес к технологиям и инновациям, способным изменить будущее. В эссе, посвящённых теме «Работа мечты» (ЦУР 4), школьники рассуждали о профессиях будущего: от инженеров в сфере возобновляемой энергетики до специалистов в биотехнологиях, таких как CRISPR для медицины и сельского хозяйства. Не менее вдохновляющими стали размышления на тему «Изобретения, которые изменят жизнь» (ЦУР 9) предлагались устойчивые решения, включая переработку отходов, внедрение Pfand-систем (залоговых моделей сбора пластика) и создание «зелёных» рабочих мест.

Экологические эссе отличались не только знанием проблем, но и ориентацией на конкретные действия. В работах по теме «Чистая вода – чистое будущее» (ЦУР 6) участники акцентировали внимание на сохранении водных ресурсов. Тема «Спасем океаны» (ЦУР 14) вдохновила школьников на идеи по защите морской среды и борьбе с загрязнением. В рамках «Устойчивого управления отходами» (ЦУР 12) школьники предлагали как повседневные эко-привычки отключение воды при чистке зубов, апсайклинг, отказ от одноразового пластика так и более масштабные инициативы: специальные прграмму по сбору дождевой воды, аналогичные тем, что действуют в Сингапуре, просвещение сверстников, поддержка международных проектов (например, The Ocean Cleanup). Некоторые делились личным опытом волонтёрства, участия в школьных экоакциях, организации эколекций, создании кормушек и наблюдении за птицами.

Работы оценивались по четырём критериям: уникальность текста, соответствие выбранной ЦУР, качество исполнения (структура, аргументация, соблюдение объема: 200–700 слов в зависимости от возраста) и эмоциональное воздействие.

Отбор лучших работ осуществляет конкурсная комиссия. Победители будут награждены ценными призами и благодарственными письмами. Авторы наиболее сильных эссе будут уведомлены по электронной почте, а их идеи будут учтены при формировании содержательной части третьего Добровольного национального обзора Республики Казахстан, который будет представлен на глобальной платформе ООН в 2025 году.



Просмотров: 101
Сохранено: 01.04.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!