Мангистауская область: проблемы, пути решения и перспективы развития

18.04.2025

Мангистауская область – один из стратегически важных регионов Казахстана, расположенный на юго-западе страны, на побережье Каспийского моря. Регион обладает значительным промышленным, транспортно-логистическим и туристическим потенциалом.

По данным на 1 марта 2025 года, численность населения области составила 807,5 тыс. человек, при этом сельские жители составляют большинство – 53,8%. Естественный прирост наблюдается, однако его темпы снижаются: за первые два месяца 2025 года родилось 2 814 человек, что на 17,8% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

Ключевыми отраслями экономики региона являются добывающая промышленность, транспорт и строительство. Объём промышленного производства за первый квартал 2025 года составил 779,8 млрд. тенге. Валовой региональный продукт за январь-сентябрь 2024 года достиг 3,65 трлн. тенге, показав рост на 3,7%.

При этом, в структуре ВРП доля производства товаров составила 55,7%, а услуг – 36,7%. Объем инвестиций в основной капитал в январе-марте 2025г. составил 194,0 млрд. тенге, или 110,3% к январю-марту 2024г.

При общей позитивной социально-экономической ситуации в регионе (область развивается достаточно динамично, ВРП в 2021-2023 гг. вырос на 50%, достигнув 4,5 трлн. тенге), необходимо отметить, что социально-экономическая картина остаётся неоднозначной. Уровень безработицы составляет 4,9% к численности рабочей силы. Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на 1 апреля 2025 года составила 20 371 человек, или 5,6% к численности рабочей силы. Средняя зарплата в регионе составила 607,9 тыс. тенге, вместе с тем, индекс реальной заработной платы составил лишь 99,3%, а реальные доходы населения за год сократились на 14,4%.

Несмотря на положительные макроэкономические показатели, регион сталкивается с рядом системных проблем. В их числе износ инфраструктуры, по некоторым данным, например, уровень износа сетей водоснабжения в городе Актау достигает 82% (с начала отопительного сезона зафиксировано 225 порывов теплосетей, что приводит к частым отключениям и жалобам со стороны населения).

Одной из самых острых, особенно в летний период, остаётся проблема водоснабжения, население и предприятия испытывают дефицит питьевой и технической воды. В регионе недостаточная транспортная связанность, ограниченное количество железнодорожных маршрутов и нехватка авиасообщения усложняют мобильность населения и препятствуют развитию туризма.

Экономика области по-прежнему зависима от добывающей промышленности. Преобладание одной отрасли делает экономику региона уязвимой к колебаниям мировых цен на сырьё.

Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны исполнительных органов, реализацию экономических и социальных проектов, уровень реальных доходов населения падает, а темпы создания новых рабочих мест отстают от роста численности трудоспособного населения.

Правительством РК и акиматом региона предпринимаются конкретные шаги для устранения вышеуказанных проблем. Основное внимание уделяется раскрытию транспортно-логистического и туристического потенциала региона, решению инфраструктурных проблем и привлечению инвестиций. На период до 2025 года в регионе предусмотрена реализация 259 мероприятий на сумму 1,8 трлн. тенге. Правительством страны рекомендовано в ходе реализации проектов акцентировать внимание на создании новых рабочих мест.

В регионе принимаются меры по комплексной модернизации инфраструктуры. Выделено 5 млрд. тенге на модернизацию МАЭК, планируется реконструкция внутриквартальных и магистральных теплосетей в областном центре, Жанаозене, районах. Развивается транспортно-логистическая инфраструктура, последовательно расширяется железнодорожная и авиационная сеть, активно продолжается строительство контейнерного хаба в порту Актау, проводится реконструкция автодорог (запланирована реконструкция 680 км автодорог республиканского значения).

Растет объем перевозок по коридору ТМТМ: за 10 месяцев 2024 года - рост на 68%, контейнерные перевозки увеличились в 2,7 раза, железнодорожным транспортом перевезено 2,3 млн. тонн грузов, по морскому пути – 6,3 млн. тонн, что на 3% больше, чем годом ранее.

Дают результаты меры по поддержке инвестиций и бизнеса: в 2024 году запущено 14 новых проектов, в настоящее время прорабатываются 19 перспективных инициатив на сумму 1,5 трлн. тенге, что позволит создать более 4 тыс. новых рабочих мест. Важным аспектом является привлечение инвестиций для расширения СЭЗ «Морпорт Актау».

Одним из факторов роста области должен стать внутренний туризм, мультипликативный эффект от развития которого может иметь серьезные перспективы. В этой сфере ожидается завершение II очереди строительства многофункционального гостинично-туристского комплекса, расположенного в районе «Теплый пляж», оздоровительных комплексов и отелей, а также развитие курортной зоны Кендерли.

Перспективы развития региона заложены в Комплексном плане развития области, в который, в соответствии с поручением Главы Государства, внесены порядка 100 новых мероприятий, которые включают  строительство и модернизацию 17 промышленных сооружений (заводы, цеха, скважины т.д.), поддержка местных товаропроизводителей, проработку вопросов открытия современного парка развлечений, аквапарка, игорной зоны (по аналогии с городом Конаев и поселком Бурабай), развитие туристического потенциала региона путем строительства соответствующей инфраструктуры к туристическим достопримечательностям, гостиниц, зон отдыха и др. Всего План содержит 259 мероприятий на общую сумму 1,9 трлн. тенге. Предусмотрен также новый раздел «Общественное развитие», включающий мероприятия по повышению уровня образованности, а также академическую мобильность учащихся области.

В целом реализация Комплексного плана позволит нарастить темпы роста экономики региона, придаст импульс для притока частных инвестиций и обеспечит повышение качества жизни и благосостояния населения области.

Кроме того в Плане срочных мер социально-экономического развития Актюбинской, Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областей на 2025 – 2027 годы, планируется реализация таких мероприятий как – проведение исследования на предмет возможности использования подземного месторождения "Кокжиде" в Актюбинской области для обеспечения питьевой водой всего западного региона, в особенности Мангистауской области.

В сфере промышленности планируется строительство завода по изоляции стальных труб с внутренним и наружным покрытием, производство углеродно-аммонийных солей, строительство судостроительной верфи в акватории Каспийского моря, Строительство нового газоперерабатывающего завода в городе Жанаозене  и др.

В сфере транспортной инфраструктуры реконструкция автомобильной дороги от водозабора "МАЭК" до морского порта Курык (II очередь), реконструкция автомобильной дороги Актау – Форт-Шевченко и др.

 

Ведущий научный сотрудник

Матаев Г.М.



Просмотров: 170
Сохранено: 18.04.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!