Объявлены победители школьного конкурса эссе об устойчивом развитии в Казахстане

25.04.2025

Сотни вдохновляющих идей, десятки уникальных подходов и одно общее стремление – сделать мир лучше. АО «Институт экономических исследований» совместно с Программой развития ООН и Детским фондом ООН ЮНИСЕФ при поддержке Министерств национальной экономики, просвещения РК с гордостью представляют победителей конкурса эссе среди школьников Казахстана на тему устойчивого развития.

С 18 февраля по 3 марта текущего года в рамках подготовки третьего Добровольного национального обзора был проведён Республиканский конкурс эссе среди учащихся 7-12 классов, в который поступило более 600 работ со всех регионов страны.


Город Астана показал наибольшую активность в конкурсе, собрав 52,02% всех участников. Вклад внесли также Туркестанская и Костанайская области по 8,36%, Павлодарская область – 7,01%, Восточно-Казахстанская область – 5,39% области. Регионы с долей до 4% – область Абай, Актюбинская, Атырауская, Жетісу, Кызылординская, Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области, а также город Алматы.


Анализ поступивших эссе показал, что школьников больше всего волнуют вопросы справедливости и построения эффективных институтов – этой теме было посвящено 11,02% работ. На втором месте оказалась тема здоровья и благополучия, которая собрала 9,95% эссе. Вопрос изменения климата также вызвал значительный интерес: 9,14% участников посвятили свои работы защите окружающей среды и адаптации к изменениям. Столько же, 9,14%, составила доля эссе, посвящённых качественному образованию как ключевому фактору развития общества. Тема ответственного потребления и производства привлекла внимание 8,06% участников. Замыкает топ-6 приоритетов ликвидация нищеты, которой было посвящено 6,18% всех работ.


Работы школьников позволили выявить региональные особенности восприятия тем устойчивого развития. К примеру, учащиеся города Алматы акцентировали внимание на проблемах регионального дисбаланса, а участники из Атырауской области – на решении вопросов социального неравенства. Павлодарская и Восточно-Казахстанская области выделились работами, посвящёнными охране водных ресурсов и защите экосистем.


Конкурсная комиссия оценивала работы на основе утверждённых критериев с учётом весовых коэффициентов. Внимание уделялось качеству исполнения (до 5 баллов, вес – 30%), уникальности текста (до 10 баллов, вес – 30%), соответствию содержанию целей (до 10 баллов, вес – 20%) и эмоциональному воздействию (до 5 баллов, вес – 20%).


По итогам конкурса 14 школьников, набравшие от 90% и выше, награждены благодарственными письмами от Вице-министра национальной экономики и ценными призами от ЮНИСЕФ за оригинальность идей, практическое мышление и ясное понимание личного вклада в достижение Целей устойчивого развития:


  1. Адина Болат, 100%, «Breaking Barriers. Why Gender Equality is a revolution, not just a goal?», г.Астана, школа-гимназия №30

Эссе подчеркивает, что гендерное неравенство сдерживает инновации и экономический рост, особенно в Казахстане, где стереотипы мешают женщинам реализовать себя в STEM и лидерстве. Приведены примеры Руанды и Бангладеша как доказательство силы женского участия. Автор призывает к изменениям в мышлении, поддержке женщин и равным возможностям для всех.


  1. Аружан Өміртайқызы, 100%, «Қоқыс қалдықтарына жаңа дем беру – жарқын болашақтың кепіл», г.Астана, школа-лицей №38 имени Алимхана Ермекова

Эссе посвящено проблеме загрязнения окружающей среды в Казахстане, особенно в связи с неэффективным управлением отходами. Автор отмечает, что ежегодно в стране образуется около 4,5 млн. тонн мусора, при этом перерабатывается лишь 23,9%, а на каждого жителя приходится более 200 кг отходов в год. Через личные примеры и эмоциональные переживания подчёркивается важность развития культуры переработки, экологического просвещения и сотрудничества на всех уровнях. Особое внимание уделено ответственности перед будущими поколениями за природное наследие, оставленное нам предками.


  1. Платон Ткач, 97%, «Ресурсы не бесконечны: конец эпохи изобилия», Костанайская область, общеобразовательная школа имени Маншук Маметовой

В эссе предложен стандартный и в то же время эффективный механизм устойчивого потребления – введение налога на чрезмерное потребление как для крупных организаций, так и для отдельных граждан. Среди инициатив автора – внедрение квот на использование электроэнергии и воды, предоставление льгот перерабатывающим компаниям, а также разработка системы поощрений для граждан, участвующих в сортировке и переработке отходов.


  1. Эмилия Алиева, 95%, «Мой кирпичик в фундамент чистого будущего: вклад в жизнь без мусора», г.Астана, школа-гимназия №47

Автор показывает путь к устойчивому образу жизни, начинающийся с доступных и осознанных шагов – отказа от пластика, сортировки отходов, использования многоразовых сумок и фляжек. По мнению Эмилии, именно повседневные действия, превращённые в привычки, формируют устойчивое мышление.


  1. Айбар Илеуов, 95%, «Әлемді қалай жақсырақ етуге болады?», Костанайская область, Валерьяновская основная школа

В работе подчёркивается важность социальной инклюзии и солидарности. Особое место в эссе занимает личная история: Айбар с теплотой рассказывает о пожилом человеке из своего аула, которому он помогал по хозяйству и во дворе. Этот пример показывает, как простые добрые дела формируют атмосферу взаимопонимания и доверия. 


  1. Малика Бегдаутова, 94%, «Коқыссыз өмір – таза болашақ», Костанайская область, общеобразовательная школа имени Маншук Маметовой

Работа затрагивает концепцию «Zero Waste», подчёркивая использование многоразовых сумок при покупках, отказ от пластика и переход на многоразовую посуду. Отмечается важность жизни без отходов, индивидуальной ответственности каждого человека за защиту окружающей среды, а также значимость переработки и повторного использования.


  1. Айжан Толеген, 94%, «Болашақта қандай мамандықтар әлемді өзгертеді», г.Астана, школа-лицей №59 имени Карима Мынбаева

Автор подчёркивает, что даже в условиях цифровизации и искусственного интеллекта туризм невозможно представить без человека – проводников, экскурсоводов, организаторов туров. Эти профессии остаются актуальными, ведь именно они создают живой опыт для туристов. Казахстан с его богатым культурным и природным наследием обладает большим потенциалом, а такие направления, как археологический и этнотуризм, открывают новые возможности.


Трое следующих участников посвятили свои эссе теме построения эффективных институтов, обеспечения мира и правосудия.

  1. Жадыра Төреғазы, 92%, «Соғыс пен қақтығыстарсыз әлем. Әр адам әлемді қалай мейірімді ете алады?», область Абай, средняя школа имени Актайлак би 

  2. Наргиз Еркебаева, 91%, «Соғыс пен қақтығыссыз әлем», г.Астана, средняя школа №111

  3. Ернат Ғалымжан, 91%, «Мир без войн и конфликтов – Как каждый человек может сделать мир добрее?», г.Астана, школа-гимназия №51 имени Мустафы Шокая

Три эссе объединяет идея мира без конфликтов, который начинается с каждого из нас. Жадыра подчёркивает важность воспитания доброты, терпимости и взаимопомощи с детства, а также роли образования и критического мышления. Наргиз акцентирует внимание на личной ответственности и приводит в пример книгу Шәкәріма Құдайбердіұлы «Анық пен Танық», переосмыслившую для неё ценность доброты. Ернат рассуждает о причинах конфликтов – несправедливости и неравенстве, и вдохновляет на перемены через уважение, диалог и стремление к справедливости.


  1. Мадина Дилшадова, 90%, «Устойчивое развитие будущего», Туркестанская область, общеобразовательная школа имени Сабыра Рахимова

Работа подчёркивает, что устойчивое развитие – это не только экология, но и социальная справедливость, доступ к образованию, медицине и достойному труду. На примере передовых стран Мадина показывает, что технологический прогресс может идти в ногу с заботой о природе, а реальные изменения начинаются с личной ответственности каждого.


Следующие два учащихся посвятили свои работы вопросам гендерного равенства.

  1. Дария Жунусова, 90%, «Равные возможности для всех», Костанайская область, Покровская основная средняя школа

  2. Дария Давидюк, 90%, «How can we ensure that boys and girls have equal rights and opportunities?», г.Астана, Tamos Space School

Обе участницы поднимают важную тему гендерного равенства и подчёркивают, что путь к справедливому обществу начинается с каждого из нас. Дария Жунусова акцентирует внимание на равном доступе к образованию, свободе выбора профессии и роли семьи, школы и законодательства в формировании осознанного отношения к равенству. Дария Давидюк подчёркивает необходимость борьбы со стереотипами и обеспечения равных прав и возможностей для мальчиков и девочек, включая равную оплату труда и поддержку со стороны общества.


  1. Рамина Уразбаева, 90%, «Планетаға қауіп төніп тұр», г.Астана, школа-гимназия №32

Автор акцентирует внимание на угрозах, вызванных деятельностью человека: вырубке лесов, загрязнении воздуха и океанов, чрезмерном использовании ресурсов и росте пластиковых отходов. Рамина подчёркивает важность ответственного потребления, развития новых экологичных технологий и индивидуальных действий каждого. 


Комиссией также были отмечены отдельные работы участников, которым удалось доступно донести свои мысли и проявить креативный подход к теме обеспечения устойчивого развития. В связи с этим было принято решение вручить сертификаты 32 школьникам от имени Председателя Правления АО «Институт экономических исследований»:


  1. Әлихан Насыпқан, г. Астана, Smart Technological School

  2. Алина Шукашева, Туркестанская область, школа-гимназия №20 имени Сакена Сейфуллина

  3. Виктория Цымбалаш, Костанайская область, Чандакская основная средняя школа

  4. София Балиева, г. Астана, школа-лицей №71

  5. Жасмин Квинт, Костанайская область, Приреченская общеобразовательная школа

  6. Санджар Қармыс, Актюбинская область, областной специализированный физико-математический лицей-интернат

  7. Анастасия Шерер, Костанайская область, Денисовская общеобразовательная школа №2

  8. Томирис Садыкова, г. Астана, школа-гимназия №96

  9. Жасмин Жангелдина, г. Астана, школа-лицей Binom имени Ыбрая Алтынсарина

  10. Айару Жеңіс, г. Астана, школа-лицей №71

  11. Айханым Оралбек, г. Астана, школа-гимназия №69

  12. Жасмин Ислам, Западно-Казахстанская область, общеобразовательная школа №5

  13. Аян Аймагамбетов, Восточно-Казахстанская область, общеобразовательная средняя школа №3 имени Ю.А. Гагарина

  14. Гришик Саргсян, Восточно-Казахстанская область, общеобразовательная средняя школа №3 имени Ю.А. Гагарина

  15. Ариана Кенесбек, г. Астана, школа-гимназия №17 им. А. Курманова

  16. Амира Бекбер, г. Астана, школа-гимназия №75

  17. Ильсана Закаева, Восточно-Казахстанская область, общеобразовательная средняя школа имени Чокана Валиханова

  18. Аяла Курсабаева, г. Астана, Smart Technological School

  19. Алия Амангельдина, г. Астана, школа-лицей Binom имени Каныша Сатпаева

  20. Ания Аманова, г. Астана, школа-лицей №54 имени Акселеу Сейдимбека

  21. Нұрай Асхат, г. Астана, школа-лицей №79

  22. Адия Аушакимова, Павлодарcкая область, областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей

  23. Данеля Бекмамбетова, г. Астана, школа-лицей №89

  24. Іңкәр Дүйсен, г. Астана, физико-технический лицей «Флагман»

  25. Аяулым Каблан, Туркестанская область, общеобразовательная школа №29 имени С. Сейфуллина

  26. Гульназ Чиназбек, Туркестанская область, общеобразовательная школа №14 имени Н. Ондасынова 

  27. Ақтоты Фархатқызы, Восточно-Казахстанская область, комплекс «Школа-детский сад Жетіарал»

  28. Ролан Туспаи, г. Алматы, школа-гимназия №8

  29. Аяжан Тілеубекова, Восточно-Казахстанская область, Шенгельдинский комплекс школа-ясли-сад имени К. Сатпаева

  30. Анастасия Ахметшина, Костанайская область, Валерьяновская основная школа

  31. Кәусар Шалқар, г. Астана, школа-лицей Binom имени Каныша Сатпаева

  32. Сергей Ли, г.Алматы, гимназия №25 им. И. Есенберлина 


Организаторы подчеркивают высокий уровень работ, искренность и осознанный подход участников к глобальным вопросам современности. Конкурс стал важной платформой для раскрытия потенциала подрастающего поколения. Лучшие идеи будут включены в содержательную часть третьего Добровольного национального обзора, что позволит голосу казахстанских школьников прозвучать на международной арене как вдохновляющий пример.


АО «Институт экономических исследований» совместно с Министерствами национальной экономики, просвещения РК, ПРООН и ЮНИСЕФ благодарит всех участников, педагогов и родителей за активную поддержку, мотивацию и веру в силу знаний и идей. Вместе мы строим устойчивое будущее.









Просмотров: 272
Сохранено: 28.04.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!