Объявлены победители школьного конкурса эссе об устойчивом развитии в Казахстане
25.04.2025
С 18 февраля по 3 марта текущего года в рамках подготовки третьего Добровольного национального обзора был проведён Республиканский конкурс эссе среди учащихся 7-12 классов, в который поступило более 600 работ со всех регионов страны. Город Астана показал наибольшую активность в конкурсе, собрав 52,02% всех участников. Вклад внесли также Туркестанская и Костанайская области по 8,36%, Павлодарская область – 7,01%, Восточно-Казахстанская область – 5,39% области. Регионы с долей до 4% – область Абай, Актюбинская, Атырауская, Жетісу, Кызылординская, Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области, а также город Алматы. Анализ поступивших эссе показал, что школьников больше всего волнуют вопросы справедливости и построения эффективных институтов – этой теме было посвящено 11,02% работ. На втором месте оказалась тема здоровья и благополучия, которая собрала 9,95% эссе. Вопрос изменения климата также вызвал значительный интерес: 9,14% участников посвятили свои работы защите окружающей среды и адаптации к изменениям. Столько же, 9,14%, составила доля эссе, посвящённых качественному образованию как ключевому фактору развития общества. Тема ответственного потребления и производства привлекла внимание 8,06% участников. Замыкает топ-6 приоритетов ликвидация нищеты, которой было посвящено 6,18% всех работ.
Конкурсная комиссия оценивала работы на основе утверждённых критериев с учётом весовых коэффициентов. Внимание уделялось качеству исполнения (до 5 баллов, вес – 30%), уникальности текста (до 10 баллов, вес – 30%), соответствию содержанию целей (до 10 баллов, вес – 20%) и эмоциональному воздействию (до 5 баллов, вес – 20%). По итогам конкурса 14 школьников, набравшие от 90% и выше, награждены благодарственными письмами от Вице-министра национальной экономики и ценными призами от ЮНИСЕФ за оригинальность идей, практическое мышление и ясное понимание личного вклада в достижение Целей устойчивого развития:
Эссе подчеркивает, что гендерное неравенство сдерживает инновации и экономический рост, особенно в Казахстане, где стереотипы мешают женщинам реализовать себя в STEM и лидерстве. Приведены примеры Руанды и Бангладеша как доказательство силы женского участия. Автор призывает к изменениям в мышлении, поддержке женщин и равным возможностям для всех.
Эссе посвящено проблеме загрязнения окружающей среды в Казахстане, особенно в связи с неэффективным управлением отходами. Автор отмечает, что ежегодно в стране образуется около 4,5 млн. тонн мусора, при этом перерабатывается лишь 23,9%, а на каждого жителя приходится более 200 кг отходов в год. Через личные примеры и эмоциональные переживания подчёркивается важность развития культуры переработки, экологического просвещения и сотрудничества на всех уровнях. Особое внимание уделено ответственности перед будущими поколениями за природное наследие, оставленное нам предками.
В эссе предложен стандартный и в то же время эффективный механизм устойчивого потребления – введение налога на чрезмерное потребление как для крупных организаций, так и для отдельных граждан. Среди инициатив автора – внедрение квот на использование электроэнергии и воды, предоставление льгот перерабатывающим компаниям, а также разработка системы поощрений для граждан, участвующих в сортировке и переработке отходов.
Автор показывает путь к устойчивому образу жизни, начинающийся с доступных и осознанных шагов – отказа от пластика, сортировки отходов, использования многоразовых сумок и фляжек. По мнению Эмилии, именно повседневные действия, превращённые в привычки, формируют устойчивое мышление.
В работе подчёркивается важность социальной инклюзии и солидарности. Особое место в эссе занимает личная история: Айбар с теплотой рассказывает о пожилом человеке из своего аула, которому он помогал по хозяйству и во дворе. Этот пример показывает, как простые добрые дела формируют атмосферу взаимопонимания и доверия.
Работа затрагивает концепцию «Zero Waste», подчёркивая использование многоразовых сумок при покупках, отказ от пластика и переход на многоразовую посуду. Отмечается важность жизни без отходов, индивидуальной ответственности каждого человека за защиту окружающей среды, а также значимость переработки и повторного использования.
Автор подчёркивает, что даже в условиях цифровизации и искусственного интеллекта туризм невозможно представить без человека – проводников, экскурсоводов, организаторов туров. Эти профессии остаются актуальными, ведь именно они создают живой опыт для туристов. Казахстан с его богатым культурным и природным наследием обладает большим потенциалом, а такие направления, как археологический и этнотуризм, открывают новые возможности. Трое следующих участников посвятили свои эссе теме построения эффективных институтов, обеспечения мира и правосудия.
Три эссе объединяет идея мира без конфликтов, который начинается с каждого из нас. Жадыра подчёркивает важность воспитания доброты, терпимости и взаимопомощи с детства, а также роли образования и критического мышления. Наргиз акцентирует внимание на личной ответственности и приводит в пример книгу Шәкәріма Құдайбердіұлы «Анық пен Танық», переосмыслившую для неё ценность доброты. Ернат рассуждает о причинах конфликтов – несправедливости и неравенстве, и вдохновляет на перемены через уважение, диалог и стремление к справедливости.
Работа подчёркивает, что устойчивое развитие – это не только экология, но и социальная справедливость, доступ к образованию, медицине и достойному труду. На примере передовых стран Мадина показывает, что технологический прогресс может идти в ногу с заботой о природе, а реальные изменения начинаются с личной ответственности каждого. Следующие два учащихся посвятили свои работы вопросам гендерного равенства.
Обе участницы поднимают важную тему гендерного равенства и подчёркивают, что путь к справедливому обществу начинается с каждого из нас. Дария Жунусова акцентирует внимание на равном доступе к образованию, свободе выбора профессии и роли семьи, школы и законодательства в формировании осознанного отношения к равенству. Дария Давидюк подчёркивает необходимость борьбы со стереотипами и обеспечения равных прав и возможностей для мальчиков и девочек, включая равную оплату труда и поддержку со стороны общества.
Автор акцентирует внимание на угрозах, вызванных деятельностью человека: вырубке лесов, загрязнении воздуха и океанов, чрезмерном использовании ресурсов и росте пластиковых отходов. Рамина подчёркивает важность ответственного потребления, развития новых экологичных технологий и индивидуальных действий каждого. Комиссией также были отмечены отдельные работы участников, которым удалось доступно донести свои мысли и проявить креативный подход к теме обеспечения устойчивого развития. В связи с этим было принято решение вручить сертификаты 32 школьникам от имени Председателя Правления АО «Институт экономических исследований»:
Организаторы подчеркивают высокий уровень работ, искренность и осознанный подход участников к глобальным вопросам современности. Конкурс стал важной платформой для раскрытия потенциала подрастающего поколения. Лучшие идеи будут включены в содержательную часть третьего Добровольного национального обзора, что позволит голосу казахстанских школьников прозвучать на международной арене как вдохновляющий пример. АО «Институт экономических исследований» совместно с Министерствами национальной экономики, просвещения РК, ПРООН и ЮНИСЕФ благодарит всех участников, педагогов и родителей за активную поддержку, мотивацию и веру в силу знаний и идей. Вместе мы строим устойчивое будущее.
Просмотров: 272 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|