Казахстан продолжает курс на модернизацию фискальной политики. Новый Бюджетный кодекс, принятый в 2025 году, заложил прочную правовую и организационную базу для системного управления налоговыми расходами, придав налоговым льготам статус управляемого и оцениваемого инструмента бюджетной политики.
Ключевым
новшеством стало нормативное закрепление
понятия налоговых расходов
–
налоговых
льгот, направленных на поддержку
приоритетных отраслей и социально
уязвимых групп. Впервые льготы
рассматриваются как альтернативные
бюджетные издержки, подлежащие учету
и контролю.
С
этой целью в
бюджетный процесс включен Аналитический
отчет о налоговых расходах,
основанный на трехуровневой оценке:
количественная
оценка фискальных потерь,
качественная
оценка достижения заявленных целей,
стратегическая
увязка с приоритетами государственной
политики.
По
данным Министерства финансов в 2023 году
сумма налоговых льгот составила 75,8
трлн тенге,
увеличившись на
2,1 трлн тенге
по сравнению с 2022 годом. Льготы по НДС
остаются доминирующими – 63,8
трлн тенге.
Существенный рост продемонстрировали:
КПН – с 9,9 до 11,6 трлн тенге (+17,6%), ИПН –
с 189 до 440 млрд тенге. Снижение наблюдается
по социальному налогу – с 7,7 до 4,4 млрд
тенге.
Если
ранее акцент делался на подсчет выпадающих
доходов, то теперь Казахстан делает
следующий шаг – к
оценке фактической эффективности льгот.
Ориентация
на практики ОЭСР и внедрение оценки
эффективности позволяют перейти от
механического предоставления льгот к
их стратегическому управлению. Следующий
этап
– развитие критериев эффективности,
усиление парламентского контроля и
пересмотр неэффективных льгот.
Казахстан
показал, что готов управлять налоговыми
льготами как важным инструментом
фискальной политики, как с точки зрения
законодательства, так и с точки зрения
практических подходов.
Введение
четких правил, запуск системы оценки и
акцент на эффективность открывают новый
этап в управлении государственными
финансами.
Главное
теперь – сделать так, чтобы эти механизмы
действительно работали на повышение
эффективности бюджетных решений, а не
остались формальной процедурой.
Осипова
Эльмира
Заместитель
директора Центра
фискальной политики