Близится срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2024 год – не позднее 1 октября 2025 года.
Как
элемент доходной базы местных бюджетов,
данный налог характеризуется широкой
налогооблагаемой базой, включающей
жилые дома, квартиры, дачи, гаражи,
парковочные места, земельные участки
и иные объекты недвижимости, находящиеся
в собственности граждан. За счет этого
формируется стабильный поток поступлений,
направляемый на развитие территорий,
модернизацию жилищно-коммунального
хозяйства, а также содержание объектов
социальной инфраструктуры – образовательных
и медицинских учреждений.
В
2020–2023 годах доходы бюджета от налога
на имущество физических лиц выросли с
12,6 млрд тенге до 18,2 млрд тенге, что
обеспечило совокупное увеличение на
44,4%. При этом темпы роста демонстрируют
замедление: если в 2021 году прирост
составил 19,3%, а в 2022 году – 17,0%, то в 2023
году показатель снизился до 3,4%. Указанная
динамика свидетельствует об ограниченном
фискальном потенциале налога и приближении
к уровню насыщения его налоговой базы.
На
фоне значительного роста совокупных
налоговых поступлений бюджета с 8,6 трлн
тенге в 2020 году до 18,9 трлн тенге в 2023
году – удельный вес налога на имущество
физических лиц снизился с 0,15% до 0,10%.
Несмотря на положительную абсолютную
динамику, его относительная фискальная
значимость сокращается.
В
2023 году начисленные поступления по
налогу составили 18,2 млрд тенге, при этом
задолженность достигла 1,7 млрд тенге,
или 9,6% от начисленных сумм. Высокий
уровень недоимки снижает реальный
фискальный эффект налога.
Наибольшие
объемы задолженности фиксируются в
мегаполисах: Шымкент (401,4 млн тенге),
Алматы (315,9 млн тенге) и Астана (254,3 млн
тенге). Это объясняется как масштабом
налогооблагаемой базы, так и проблемами
налогового администрирования.
Высокая
доля задолженности существенно
ограничивает реальную фискальную отдачу
налога и требует усиления мер
администрирования, особенно в регионах
с высокой концентрацией налогоплательщиков
и крупным имущественным фондом.
Дополнительным
фактором, сдерживающим рост доходов,
является механизм определения налоговой
базы. Согласно Налоговогму кодексу при
расчете налога применяется базовая
стоимость жилья: 36 000 тенге за кв.м – для
большинства регионов, 60 000 тенге за кв.
м – для городов республиканского
значения и столицы.
В
то же время фактические рыночные цены
значительно выше. По состоянию на декабрь
2023 года по данным Бюро национальной
статистики Агентства по стратегическому
планированию и реформам Республики
Казахстан средние цены на рынке жилья
имеют следующее значение:
Таким образом, налог на имущество физических лиц в Казахстане обладает широкой налоговой базой и формирует стабильные поступления в местные бюджеты. Однако его фискальный потенциал остается нераскрытым.
С
одной стороны, наблюдается высокая
задолженность, ограничивающая реальный
эффект налога, с другой – действующий
механизм расчета налога на основе
условной базовой стоимости жилья
занижает налоговую базу в 8–11 раз по
сравнению с рыночными ценами. В
совокупности это приводит к снижению
относительной значимости налога в
доходах бюджета.
Повышение
фискальной отдачи возможно только при
усилении администрирования и пересмотре
системы оценки налоговой базы, с
приближением ее к рыночным реалиям. Это
позволит раскрыть скрытый фискальный
потенциал налога на имущество физических
лиц и укрепить доходную базу местных
бюджетов.
Эльмира Осипова
Заместитель директора Центра фискальной политики