Фискальный потенциал налога на имущество физических лиц

22.09.2025

Близится срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2024 год – не позднее 1 октября 2025 года.

Как элемент доходной базы местных бюджетов, данный налог характеризуется широкой налогооблагаемой базой, включающей жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, парковочные места, земельные участки и иные объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан. За счет этого формируется стабильный поток поступлений, направляемый на развитие территорий, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, а также содержание объектов социальной инфраструктуры – образовательных и медицинских учреждений.

В 2020–2023 годах доходы бюджета от налога на имущество физических лиц выросли с 12,6 млрд тенге до 18,2 млрд тенге, что обеспечило совокупное увеличение на 44,4%. При этом темпы роста демонстрируют замедление: если в 2021 году прирост составил 19,3%, а в 2022 году – 17,0%, то в 2023 году показатель снизился до 3,4%. Указанная динамика свидетельствует об ограниченном фискальном потенциале налога и приближении к уровню насыщения его налоговой базы.

На фоне значительного роста совокупных налоговых поступлений бюджета с 8,6 трлн тенге в 2020 году до 18,9 трлн тенге в 2023 году – удельный вес налога на имущество физических лиц снизился с 0,15% до 0,10%. Несмотря на положительную абсолютную динамику, его относительная фискальная значимость сокращается.

В 2023 году начисленные поступления по налогу составили 18,2 млрд тенге, при этом задолженность достигла 1,7 млрд тенге, или 9,6% от начисленных сумм. Высокий уровень недоимки снижает реальный фискальный эффект налога.

Наибольшие объемы задолженности фиксируются в мегаполисах: Шымкент (401,4 млн тенге), Алматы (315,9 млн тенге) и Астана (254,3 млн тенге). Это объясняется как масштабом налогооблагаемой базы, так и проблемами налогового администрирования.

Высокая доля задолженности существенно ограничивает реальную фискальную отдачу налога и требует усиления мер администрирования, особенно в регионах с высокой концентрацией налогоплательщиков и крупным имущественным фондом.

Дополнительным фактором, сдерживающим рост доходов, является механизм определения налоговой базы. Согласно Налоговогму кодексу при расчете налога применяется базовая стоимость жилья: 36 000 тенге за кв.м – для большинства регионов, 60 000 тенге за кв. м – для городов республиканского значения и столицы.

В то же время фактические рыночные цены значительно выше. По состоянию на декабрь 2023 года по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан средние цены на рынке жилья имеют следующее значение:

Таким образом, налог на имущество физических лиц в Казахстане обладает широкой налоговой базой и формирует стабильные поступления в местные бюджеты. Однако его фискальный потенциал остается нераскрытым.

С одной стороны, наблюдается высокая задолженность, ограничивающая реальный эффект налога, с другой – действующий механизм расчета налога на основе условной базовой стоимости жилья занижает налоговую базу в 8–11 раз по сравнению с рыночными ценами. В совокупности это приводит к снижению относительной значимости налога в доходах бюджета.

Повышение фискальной отдачи возможно только при усилении администрирования и пересмотре системы оценки налоговой базы, с приближением ее к рыночным реалиям. Это позволит раскрыть скрытый фискальный потенциал налога на имущество физических лиц и укрепить доходную базу местных бюджетов.

Эльмира Осипова 

Заместитель директора Центра фискальной политики



Просмотров: 27
Сохранено: 22.09.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!