Экономика и закон: банковское регулирование
26.09.2025
В Казахстане в 2025 году был разработан и вынесен на публичные обсуждения проект Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» который предусматривает дифференциацию банковских лицензий (базовая, универсальная, исламская), новые режимы усиленного надзора, восстановления устойчивости и урегулирования банков (разработка планов восстановления и урегулирования), а также уточнение условий участия государства в санации системно значимых банков, внедрение механизма «витрины данных» для усиления надзора, а также расширение поведенческого надзора.
Вместе с тем, в Послании Президента 8 сентября 2025 года подчёркивается необходимость безотлагательного вовлечения банков в финансирование реального сектора и активизации их роли в новом инвестиционном цикле. Отмечается, что для достижения этих целей требуется ускорить принятие нового закона о банках, учитывающего технологические изменения, развитие финтеха, либерализацию цифровых активов и усиление конкуренции. Главой государства поручено Правительству и Национальному банку совместно с Агентством по регулированию финансового рынка обеспечить его принятие Парламентом до конца года.
В 2024 году Евросоюз принял так называемый «банковский пакет» - Регламент (EU) 2024/1623 (CRR III) и Директиву (EU) 2024/1619 (CRD VI), опубликованные 19 июня 2024 г. Эти акты вводят в европейское законодательство финальные элементы Базеля III с целью укрепления устойчивости банков. Наиболее значимое нововведение - метрика «output floor» - нижний предел для оценки рисков по банковским внутренним моделям. Согласно новым правилам, рассчитываемые банком капитальные требования не могут быть ниже 72,5% от требований, определенных по стандартным (единым для всех) методикам. Вводится переходный период: нижний предел начнет применяться с 50% в 2025 году и будет постепенно повышаться до полного порога 72,5% к 2030 году. Это гарантирует, что крупные банки не занизят капитал чрезмерно оптимистичными моделями, и повышает сопоставимость и надежность нормативов капитала в разных странах. Помимо этого, пакет CRR III/CRD VI усиливает надзор за филиалами иностранных банков в ЕС и вводит требования по учету новых рисков -например, транзитный режим по рискам криптоактивов и оценку ESG-рисков в банковском менеджменте. Новые правила ЕС применяются с 1 января 2025 года, и государства-члены должны внести некоторые положения в свое национальное законодательство. Таким образом, укрепляется устойчивость банков ЕС и обеспечивается учет последних мировых стандартов (Basel III).
США По итогам событий марта 2023 г. в банковском секторе США (в т. ч. неплатёжеспособности Silicon Valley Bank и Signature Bank) федеральные надзорные органы США представили пакет нормативных предложений по ужесточению пруденциальных требований для средних и крупных банков. В особенности, предложены более высокие требования к капиталу и ликвидности для средних и крупных банков. С июля 2025 года планируется поэтапное
введение новых правил расчета взвешенных
по риску активов, что повысит минимальный
базовый капитал (CET1) для банков с активами
свыше 100 млрд долл. США.
Кроме того, одновременно усиливаются
требования стресс-тестирования
ликвидности и пересматриваются ранее
смягчённые режимы надзора для банков
среднего размера. Цель изменений -
повышение устойчивости банковской
системы и приведение национальной
практики в соответствие с завершающей
фазой стандартов Базель III.
Узбекистан В апреле 2023 года Президент Узбекистана подписал Закон № ЗРУ-831 от 19.04.2023 г., вносящий изменения в Закон «О банках и банковской деятельности» с целью укрепления капитала банков и привлечения инвестиций. Поправки предусматривают поэтапное повышение минимального уставного капитала коммерческих банков со 100 млрд сумов до 500 млрд сумов к 2025 году. Повышение проводится в четыре этапа (до 200 млрд - с сентября 2023, до 350 млрд - с апреля 2024, до 500 млрд - с января 2025). Такой переходный период позволяет банкам адаптироваться, привлекая дополнительные средства от акционеров. Кроме того, усилены требования к акционерам банков - ими не могут быть лица из офшорных юрисдикций с непрозрачной структурой собственности. Совокупность этих мер направлена на увеличение капитализации банковской системы и расширение ее ресурсов для экономического развития страны. Ожидается, что более крупный и «чистый» капитал банков Узбекистана повысит их кредитоспособность, позволит нарастить кредитование реального сектора и укрепит доверие вкладчиков. 2 https://finance.ec.europa.eu/news/latest-updates-banking-package-2023-12-14_en#:~:text=,EU%29%202013%2F575
Просмотров: 57 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|