Социальные расходы по-новому: как Бюджетный кодекс меняет распределение ресурсов в Казахстане
30.09.2025
![]() Новый баланс полномочий Бюджетный кодекс установил четкое правило: каждый уровень власти финансирует только те расходы, которые отнесены к его компетенции. Это исключает дублирование функций и снимает риски перекладывания обязательств между уровнями. Республиканский бюджет отвечает за системные социальные обязательства государства: пенсионные выплаты, государственные и специальные пособия, а также миграционную политику. Города республиканского значения и столица реализуют адресную помощь гражданам, включая жилищные субсидии, поддержку лиц без определенного места жительства, престарелых и людей с инвалидностью. Особая роль – оказание специальных социальных услуг, в том числе жертвам бытового насилия.
Областные бюджеты
концентрируются на
развитии региональной инфраструктуры
социальной защиты,
поддержке сирот и инвалидов, а также
проведении миграционных мероприятий
на местах.
Районы и села обеспечивают точечные меры, максимально приближенные к населению: помощь на дому, сопровождение детей с инвалидностью, услуги индивидуальных помощников и специалистов жестового языка, а также экстренную социальную поддержку. Такой подход закрепляет за каждым уровнем власти конкретные зоны ответственности и усиливает управляемость в социальной сфере. Расходы регионов: цифры и контрасты По итогам первого полугодия 2025 года расходы местных бюджетов на социальную помощь и обеспечение составили 335,9 млрд тенге, что на 5,2% больше, чем годом ранее. Однако масштабы нагрузки заметно различаются по регионам.
Таблица 1. Затраты местных бюджетов на социальную помощь и социальное обеспечение (I полугодие 2025 года) Лидером расходов стала Туркестанская область (11,0% всех затрат), наименьшие суммы – в Ұлытау (1,0%). Среди мегаполисов заметно выделяются Алматы и Астана. Разница обусловлена не только возможностями региональных бюджетов, но и демографическими факторами: численностью населения, уровнем урбанизации и социально-экономическим профилем. Новые механизмы управления социальными расходами Одной из наиболее инновационных частей Бюджетного кодекса стали управленческие механизмы, призванные повысить эффективность использования средств и прозрачность решений.
Бюджетирование,
ориентированное на результат (БОР)
– главный сдвиг заключается в том, что
теперь расходы оцениваются не только
по факту освоения, но и по конечному
социальному эффекту.
Впервые введена система индикаторов, позволяющая измерять достижение целей: снижение уровня бедности, охват социальными услугами, сокращение числа уязвимых групп без поддержки. Бюджетные программы проходят оценку результативности: неэффективные проекты могут быть пересмотрены или сокращены. Бюджетная децентрализация и персональная ответственность – регионы получают расширенную доходную базу за счет передачи части налогов. Это усиливает их самостоятельность в проведении социальной политики. Больше ресурсов остается на местах, где лучше понимают локальные проблемы. Вместе с тем, введена персональная ответственность руководителей – акимы и главы управлений социальной защиты должны отчитываться не только о расходах, но и о достигнутых результатах. Механизм предполагает санкции за неэффективное использование средств: от публичной отчетности до кадровых решений.
Таким
образом, децентрализация не ослабляет
контроль, а наоборот – усиливает его,
смещая акцент на качество управления
и конечный результат для населения.
Бюджетный кодекс не просто изменил схему распределения социальных расходов, но и заложил новую культуру финансового управления. Закрепление зон ответственности, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, и расширение доходной базы регионов создают условия для более справедливого и адресного использования средств. Новые механизмы дают шанс сократить разрыв в социальных затратах между регионами: децентрализация позволяет территориям с высокой нагрузкой получать больше ресурсов и гибче их использовать, а система индикаторов и персональной ответственности заставляет власти ориентироваться на реальный социальный эффект. В итоге регионы с разными возможностями получают инструменты для выравнивания условий, а население – больше гарантий, что каждый тенге социального бюджета работает на улучшение качества жизни. Меруерт Жұмахан старший эксперт Центра фискальной политики Института экономических исследований
Просмотров: 144 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|