Несырьевой экспорт: миф или реальность?

07.10.2025

Что Казахстан реально экспортирует помимо нефти, урана и металлов.


Помимо указанных традиционных товаров, казахстанский экспорт все больше диверсифицируется. Наряду с пшеницей (235,9 млн долл. в год), в десятку главных экспортных товаров вошло подсолнечное масло – свыше 109,4 млн долл.экспортных доходов в год. Развитие экспорта других несырьевых товаров можно рассмотреть в разрезе стран-торговых партнеров.

Главные несырьевые товары экспорта из Казахстана в США (2024 год) это – водород, газы инертные и прочие неметаллы - 15,9 млн. долл. США (0,8%), волокна оптические, линзы, призмы, зеркала и прочие оптические элементы - 4,1 млн долл. США (0,21%), клейковина пшеничная - 4,1 млн долл. США (0,21%).

Основными несырьевыми товарами экспорта из Казахстана в Турцию (январь-май 2025 г.) являются: нефтепродукты - 78,4 млн долл. США (6%), полимеры пропилена - 34,5 млн долл. США (2,6%), овощи бобовые сушеные - 21,2 млн долл. США (1,6%), волокно хлопковое нечесаное - 13,1 млн долл. США (0,99%).

В Кыргызстан (январь-июнь 2025 г.) экспортируются нефтепродукты - 72,1 млн долл. США (9,5%), воды, включая минеральные и газированные, с сахаром - 62 млн. долл. США (8,2%), табачные изделия - 35,5 млн долл. США (4,7%), пшеница - 27,7 млн долл. США (3,6%), кокс и битум нефтяные - 23,1 млн долл. США (3%), мука пшеничная или пшенично-ржаная - 17,9 млн долл. США (2,4%), цемент - 14,7 млн долл. США (1,9%), прутки из нелегированной стали горячекатаные прочие - 12,6 млн долл. США (1,7%).

Из примеров европейских стран, за 2023 и 2024 гг. основной позицией экспорта в Словению остаются фармацевтические товары. В 2024 году замечен значительный рост экспорта, так помимо лекарств Казахстан поставлял фанеры клееные, панели, пищевые продукты и гречиху, косметические средства или средства для макияжа и средства для ухода за кожей, валы трансмиссионные.

Несырьевой экспорт в Германию представлен фосфором.

В направлении Китая экспортируются преимущественно традиционные позиции, при этом в 2024-2025 годах мы видим, что тренд на диверсификацию казахстанской экономики начал отражаться и на экспорте. Так, в первую экспортную десятку плотно вошли готовые корма для животных, а также жиры и масличные, вытеснив соль, серу, цемент и свинец. Это новые точки роста в нашей торговле с КНР. По оборудованию и котлам, пластмассе наряду с большим импортом, впервые заметны серьезные объемы экспорта в Китай. Новой точкой несырьевого роста стала позиция “топливные элементы для реакторов”, объем экспорта в 2024 году 255,6 млн долл.США, в 1 полугодии 2025 года – уже 279,4 млн долл.США.


Какие казахстанские товары могут стать брендом за рубежом (продовольствие, IT, экопродукты).

Из страновых примеров выше мы понимаем, что вряд ли казахстанским брендом станут нефтепродукты: мировая конкуренция слишком высока. Также исходное сырье – нефть, тяжелая, сернистая. Более высоки шансы стать брендом у зерновых (высокое содержание клейковины, твердые сорта пшеницы). Можно сказать, это уже состоявшийся бренд. На подъеме казахстанские масличные. В целом, продукция АПК имеет высокие шансы закрепиться на мировом рынке – при должной поддержке, маркетинге, упаковке, соблюдении стандартов качества и цене.

Наряду с имеющейся индустриальной базой, перспективами обрабатывающей промышленности, заслуживает внимание сфера экспорта услуг. За 10 лет экспорт услуг вырос вдвое, сальдо торговли услугами улучшилось в 4 раза. Тренды внешней торговли услугами за 2013-2024 годы следующие. Экспорт услуг вырос в 2 раза с 5,9 млрд долл. до 11,8 млрд долл. Импорт услуг сократился на 7,3% с 14,1 млрд долл.до 13,0 млрд долл. Это существенно улучшило баланс по торговле услугами - на 6,8 млрд долл. Значительный вклад (свыше 100 млн долл.) в улучшение баланса внесли торговля транспортными услугами (по трубопроводам, ж/д, воздушный), строительство в Казахстане, финансовые, компьютерные, телекоммуникационные, архитектурные, инженерные и прочие технические услуги, услуги в области сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых, страхования, услуги по консультации бизнеса и управления, операционный лизинг (аренда) оборудования без персонала. 

Импорт услуг остается значимым по личным поездкам, финансовым услугам, интеллектуальной собственности, ИТ-телеком и компьютерным услугам, услугам по консультации бизнеса и управления, услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры рынка, архитектурные, инженерные и прочие технические услуги, аудиовизуальные и связанные с ними услуги, операционный лизинг (аренда) оборудования без персонала.

Кроме того, десяток отраслей услуг с 2013 года демонстрируют абсолютно низкие показатели экспорта. Данные отрасли обладают нераскрытым потенциалом и нуждаются в специальных мерах господдержки и привлечения частного капитала.
К примеру, конечный продукт строительства в Казахстане относится к неторгуемому сектору экономики. Построенные здания и сооружения не экпортируются. Обладая всем необходимым для экспорта услуг за рубеж – опытом, кадрами, оборудованием, спросом, строительство не выходит за рамки внутреннего рынка. Также высок потенциал экспорта услуг образования, медицины, логистики, услуг в области добычи полезных ископаемых. 


Как развитие экспорта влияет на качество и цены внутри страны.

В идеале, страны экспортируют излишки продукции, после насыщения внутреннего рынка. Но в процессе глобализации, мировой спрос растет очень динамично, мировые цены также очень волатильны. В этой связи, рост экспорта из Казахстана может приводить к росту внутренних цен. Правительство в курсе таких возможных последствий. Соответственно, реализуются конкретные соглашения с ассоциациями и другими объединениями производителей. В частности, с производителями масличных может действовать соглашение обеспечить внутренний рынок растительным маслом по цене 750 тенге за литр. Действует механизм Продкорпорации.

Аналогичные соглашения действуют в других отраслях. К примеру, СП “Тенгизшевройл” обязалось поставлять 240 тыс. тонн СУГ на внутренний рынок в 2025 году. Имеются соглашения по нефтепродуктам. Там самым данные механизмы сдерживают рост цен в Казахстане.

Что касается качества, то конкуренция на мировых рынках требует от казахстанских производителей постоянной модернизации мощностей, обучения персонала, улучшения упаковки товара. Все эти требования рынка ведут к росту качества конечной несырьевой продукции. Улучшается маркировка, узнаваемость товара. 


Приложение: Экспорт и импорт услуг по данным платежного баланса РК
Источник: на основе данных НБ.


 




Просмотров: 38
Сохранено: 08.10.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!