Экономика и закон: международный опыт формирования инклюзивной образовательной среды

29.10.2025

В Казахстане реализуются меры по развитию инклюзивной политики, направленные на улучшение качества жизни детей и взрослых с ограниченными возможностями. В рамках этих мер планируется обеспечить равный доступ к образованию и создать инклюзивную образовательную среду с применением универсального дизайна.

Согласно Концепции развития образования на 2023–2029 годы, предусматривается поэтапное создание условий для инклюзивного обучения во всех организациях образования. К 2025 году планируется охватить инклюзивной средой 80% дошкольных организаций, 95% школ и 90% организаций ТиПО, а с 2026 года достичь 100%.

Концепция инклюзивной политики на 2025–2030 годы направлена на переход от медицинского к социальному подходу к инвалидности, предусматривая создание доступной инфраструктуры и инклюзивной образовательной среды. По состоянию на 2025 год условия инклюзивного обучения созданы в 85% школ и 70% дошкольных организаций.


Таким образом, предпринимаемые меры направлены на системное развитие инклюзивного образования и социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями. Далее будет проанализирован международный опыт формирования инклюзивной образовательной среды.


Европейский союз

В Европейском Союзе инклюзивное образование является частью фундаментальных ценностей — равенства, недискриминации и доступности качественного обучения для всех.

Ключевыми документами являются:

  • Рекомендация Совета ЕС об общих ценностях и инклюзивном образовании – закрепляет право каждого ребёнка на равный доступ к обучению1.

  • План действий по интеграции и инклюзии (2021–2027) – направлен на поддержку мигрантов, детей с особыми потребностями и других уязвимых групп2.

  • Европейская стратегия по правам людей с инвалидностью (2021–2030) – предусматривает развитие инклюзивного образования на всех уровнях3.

  • Европейское образовательное пространство к 2025 году – включает инклюзию как одно из ключевых направлений4.

Основными приоритетами являются: равный доступ к образованию, индивидуальная поддержка, подготовка педагогов в области инклюзии и системный мониторинг результатов.

На практике страны ЕС внедряют гибкие формы обучения и обмен успешными практиками. Так, в Словении активно развивают обучение детей с особыми потребностями в обычных школах.

В 2024 году опубликован сборник «Compendium of Inspiring Practices on Inclusive and Citizenship Education» с лучшими примерами инклюзивных практик5.

Опыт ЕС демонстрирует, что сочетание законодательных гарантий и сотрудничества между странами способствует созданию действительно доступной и справедливой образовательной среды.


Соединённые Штаты Америки

В США действует Федеральный закон о всеобщем образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), принятый в 1975 году. Он гарантирует детям с инвалидностью бесплатное и адаптированное к их потребностям образование. Специальные команды и центры (Child Study Teams, Special Education Evaluation Centers) проводят комплексную диагностику потребностей ребёнка, на основании которой разрабатывается индивидуальная программа обучения (IEP) с указанием целей, методов, адаптаций и необходимых ресурсов. Родители участвуют в создании и реализации IEP. Школы обеспечивают сопутствующие услуги (логопедия, физическая терапия, консультирование), а междисциплинарные команды регулярно оценивают прогресс и корректируют программу. Система IDEA интегрирует образование, здравоохранение и социальную защиту, обеспечивая комплексное сопровождение ребёнка.

Законопроект H.R.3852 – Reimagining Inclusive Arts Education Act6 (Закон о переосмыслении инклюзивного художественного образования) направлен на расширение доступа учащихся с ограниченными возможностями к образовательным программам в области искусства, внедрение адаптированных материалов и инклюзивных методов преподавания.

Законопроект H.R.3850 – Protecting Students with Disabilities Act7 (Закон о защите учащихся с ограниченными возможностями) усиливает контроль за исполнением Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) и обеспечение качества программ специального образования.

Законопроект Огайо, Senate Bill 1 (2025)8 ограничивает использование программ DEI (разнообразие, равенство, инклюзия) в государственных университетах, а также потенциальное влияние на поддержку студентов с ограниченными возможностями.

Законопроект Айова, Senate File 4189 ограничивает преподавание теории пола и гендера в начальных и средних школах, а также отменяет защиту от дискриминации по признаку гендерной идентичности в сфере образования, также косвенно влияет на инклюзивность образовательной среды.

Министерство образования США инициировало реформу программ специального образования, направленную на улучшение доступности, выбор образовательных моделей и повышение качества обслуживания учащихся с инвалидностью. Реформа включает в себя внедрение инновационных образовательных моделей и увеличение возможностей для выбора образовательных учреждений.

Несмотря на политические вызовы, продолжается работа над улучшением инклюзивного образования в США. Однако для достижения устойчивых изменений необходимы совместные усилия на федеральном и штатном уровнях, а также поддержка со стороны образовательных учреждений и сообщества.


Великобритания

В Великобритании в 2025 году продолжается реализация инклюзивной образовательной политики, направленной на улучшение качества образования для детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью (SEND). Основные инициативы включают значительные инвестиции в инфраструктуру, обучение персонала, реформу законодательства и развитие инклюзивной практики в школах.

Основные законодательные инициативы и реформы:

  • План реформ SEND (Plan for Change) направлен на улучшение качества образования для детей с SEND. В рамках этого плана предусмотрено создание дополнительных мест в школах, улучшение профессиональной подготовки педагогов и внедрение новых стандартов для оценки потребностей учащихся. К 2025 году планируется значительное увеличение числа мест в школах, а также улучшение доступности образовательных услуг для детей с SEND10.

  • Кодекс практики SEND: 0–25 лет предоставляет руководство для образовательных учреждений и органов власти по обеспечению поддержки детей и молодых людей с SEND в возрасте от 0 до 25 лет. Он охватывает широкий спектр вопросов, включая оценку потребностей, разработку индивидуальных образовательных планов и координацию между различными службами11.

  • Кодекс практики по обучению инвалидности и аутизму (Oliver McGowan Code of Practice) устанавливает обязательные требования к обучению специалистов в области инвалидности и аутизма. Он направлен на повышение качества обслуживания людей с инвалидностью и аутизмом в различных сферах, включая образование, здравоохранение и социальное обеспечение12.

Инклюзивная образовательная практика:

  • Создание мест для учащихся с SEND: £740 млн выделено на 10 000 новых мест в обычных школах, включая адаптацию классов, специализированные помещения и вспомогательные технологии.

  • Программа Inclusion 2028 предусматривает улучшение доступа к физическому воспитанию и спорту для 240 000 учащихся с SEND, создание спортивных клубов и обучение 10 000 педагогов.

  • Программа RISE предусматривает ресурсы и профессиональное развитие школ для внедрения инклюзивных подходов и повышения результатов всех учащихся с SEND.

Важной частью реформ является активное вовлечение родителей, педагогов и экспертов в процесс разработки и внедрения инклюзивной образовательной политики. Созданы экспертные группы, такие как группа по инклюзивному обучению SEND, которые консультируют Министерство образования по вопросам улучшения образовательных результатов для детей с SEND.



Просмотров: 56
Сохранено: 29.10.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!