Экономика и закон: международный опыт формирования инклюзивной образовательной среды
29.10.2025
В Казахстане реализуются меры по развитию инклюзивной политики, направленные на улучшение качества жизни детей и взрослых с ограниченными возможностями. В рамках этих мер планируется обеспечить равный доступ к образованию и создать инклюзивную образовательную среду с применением универсального дизайна.
Согласно Концепции развития образования на 2023–2029 годы, предусматривается поэтапное создание условий для инклюзивного обучения во всех организациях образования. К 2025 году планируется охватить инклюзивной средой 80% дошкольных организаций, 95% школ и 90% организаций ТиПО, а с 2026 года достичь 100%. Концепция инклюзивной политики на 2025–2030 годы направлена на переход от медицинского к социальному подходу к инвалидности, предусматривая создание доступной инфраструктуры и инклюзивной образовательной среды. По состоянию на 2025 год условия инклюзивного обучения созданы в 85% школ и 70% дошкольных организаций. Таким образом, предпринимаемые меры направлены на системное развитие инклюзивного образования и социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями. Далее будет проанализирован международный опыт формирования инклюзивной образовательной среды.
В Европейском Союзе инклюзивное образование является частью фундаментальных ценностей — равенства, недискриминации и доступности качественного обучения для всех. Ключевыми документами являются:
Основными приоритетами являются: равный доступ к образованию, индивидуальная поддержка, подготовка педагогов в области инклюзии и системный мониторинг результатов.
На
практике страны ЕС внедряют гибкие
формы обучения и обмен успешными
практиками. Так, в Словении активно
развивают обучение детей с особыми
потребностями в обычных школах.
В 2024 году опубликован сборник «Compendium of Inspiring Practices on Inclusive and Citizenship Education» с лучшими примерами инклюзивных практик5. Опыт ЕС демонстрирует, что сочетание законодательных гарантий и сотрудничества между странами способствует созданию действительно доступной и справедливой образовательной среды.
В США действует Федеральный закон о всеобщем образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), принятый в 1975 году. Он гарантирует детям с инвалидностью бесплатное и адаптированное к их потребностям образование. Специальные команды и центры (Child Study Teams, Special Education Evaluation Centers) проводят комплексную диагностику потребностей ребёнка, на основании которой разрабатывается индивидуальная программа обучения (IEP) с указанием целей, методов, адаптаций и необходимых ресурсов. Родители участвуют в создании и реализации IEP. Школы обеспечивают сопутствующие услуги (логопедия, физическая терапия, консультирование), а междисциплинарные команды регулярно оценивают прогресс и корректируют программу. Система IDEA интегрирует образование, здравоохранение и социальную защиту, обеспечивая комплексное сопровождение ребёнка. Законопроект H.R.3852 – Reimagining Inclusive Arts Education Act6 (Закон о переосмыслении инклюзивного художественного образования) направлен на расширение доступа учащихся с ограниченными возможностями к образовательным программам в области искусства, внедрение адаптированных материалов и инклюзивных методов преподавания. Законопроект H.R.3850 – Protecting Students with Disabilities Act7 (Закон о защите учащихся с ограниченными возможностями) усиливает контроль за исполнением Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) и обеспечение качества программ специального образования. Законопроект Огайо, Senate Bill 1 (2025)8 ограничивает использование программ DEI (разнообразие, равенство, инклюзия) в государственных университетах, а также потенциальное влияние на поддержку студентов с ограниченными возможностями.
Законопроект
Айова, Senate File 4189
ограничивает преподавание теории пола
и гендера в начальных и средних школах,
а также отменяет защиту от дискриминации
по признаку гендерной идентичности в
сфере образования, также косвенно влияет
на инклюзивность образовательной среды.
Министерство образования США инициировало реформу программ специального образования, направленную на улучшение доступности, выбор образовательных моделей и повышение качества обслуживания учащихся с инвалидностью. Реформа включает в себя внедрение инновационных образовательных моделей и увеличение возможностей для выбора образовательных учреждений. Несмотря на политические вызовы, продолжается работа над улучшением инклюзивного образования в США. Однако для достижения устойчивых изменений необходимы совместные усилия на федеральном и штатном уровнях, а также поддержка со стороны образовательных учреждений и сообщества.
Великобритания В Великобритании в 2025 году продолжается реализация инклюзивной образовательной политики, направленной на улучшение качества образования для детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью (SEND). Основные инициативы включают значительные инвестиции в инфраструктуру, обучение персонала, реформу законодательства и развитие инклюзивной практики в школах. Основные законодательные инициативы и реформы:
Инклюзивная образовательная практика:
Важной частью реформ является активное вовлечение родителей, педагогов и экспертов в процесс разработки и внедрения инклюзивной образовательной политики. Созданы экспертные группы, такие как группа по инклюзивному обучению SEND, которые консультируют Министерство образования по вопросам улучшения образовательных результатов для детей с SEND.
Просмотров: 56 |
| Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|