Казахстан и Армения выводят сотрудничество на новый уровень
21.11.2025
Визит Премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Казахстан открыл возможности для укрепления региональных экономических связей. Основные цели визита прокомментировали старший эксперт Центра исследований мировой экономики Гулим Сман и эксперт Ажар Алишева.
Каково общее экономическое значение визита Премьер-министра Армении Н. Пашиняна в Казахстан? Официальный
визит Никола Пашиняна в Астану 20–21
ноября имеет стратегическое значение
как для Еревана, так и для Астаны с точки
зрения переосмысления региональной
экономической архитектуры. В центре
внимания — расширение торговли,
формирование новых цепочек поставок и
развитие транспортно-логистических
коридоров, связывающих Центральную
Азию и Южный Кавказ. Армения рассматривает
этот визит как «дополнительный импульс
экономической диверсификации», а
Казахстан отмечает высокий потенциал
роста взаимной торговли. Согласно официальным данным, товарооборот между двумя странами пока невелик — в 2024 году он составил лишь 36 млн долларов. Однако Казахстан заявил о возможности увеличить экспорт на армянский рынок до 350 млн долларов. Речь идёт о реальном коммерческом потенциале в металлургии, химической промышленности, строительных материалах, зерне и продовольствии. Армения, в свою очередь, заинтересована в росте поставок переработанной агропродукции и товаров с высокой добавленной стоимостью. Экономика Армении продолжает зависеть от импорта, причём около трети внешней торговли приходится на Россию. Такая структура увеличивает уязвимость Еревана к логистическим рискам. Поэтому развитие прямых связей с Казахстаном становится важной частью стратегии внешнеэкономической диверсификации. Пашинян подтвердил, что во время визита стороны обсуждали «короткие и эффективные логистические маршруты».
Транспортное
сотрудничество Казахстана и Армении
хоть и не отличается большим масштабом,
но имеет существенное значение для
региональной геоэкономики. Прямые
маршруты между Центральной Азией и
Южным Кавказом влияют на эффективность
всего Среднего коридора. Интеграция
Армении в региональную транзитную
систему направлена на оптимизацию
цепочек перевозок, снижение логистических
издержек и расширение доступа Еревана
к глобальным рынкам. Активность Казахстана
в этом направлении укрепляет его роль
как ключевого транспортно-логистического
хаба региона.
В ходе визита обсуждались не только экономические вопросы, но и политическое взаимодействие, инвестиционные инициативы, сотрудничество в гуманитарной сфере. В Астане также были рассмотрены проекты в области образования, культуры и высоких технологий. Это показывает комплексный характер армяно-казахстанского диалога и готовность обеих сторон к прагматичному, взаимовыгодному партнёрству. Визит Пашиняна свидетельствует о переходе Армении к новому этапу региональной политики. С одной стороны, Ереван стремится снизить внешнеэкономическую зависимость, расширить присутствие на новых рынках и найти альтернативные логистические направления. С другой стороны, Казахстан заинтересован в укреплении устойчивых экономических связей в пространстве Центральная Азия — Кавказ. Сочетание этих факторов создаёт основы для качественного обновления двусторонних отношений. Экономическое значение визита можно обобщить тремя ключевыми пунктами:
Поэтому визит Н. Пашиняна в Астану является значимым событием, задающим новую траекторию экономической динамики как для Армении, так и для Казахстана.
Вопрос:
может ли снятие всех ограничений на
транзит грузов в Армению — объявленное
21 октября 2025 года в Астане на встрече
К. Токаева и И. Алиева — и возобновление
транзита через Азербайджан открыть для
Казахстана новые экспортные направления
в страны Южного Кавказа и Ближнего
Востока?
О снятии всех ограничений в отношении транзита грузов, направленных в Армению, было объявлено на встрече К. Токаева и И. Алиева в Астане 21 октября 2025 года. Может ли возобновление транзита через Азербайджан открыть для Казахстана новые экспортные направления в страны Южного Кавказа и Ближнего Востока? Возобновление транзита через Азербайджан после снятия всех ограничений на движение грузов в направлении Армении, объявленного 21 октября 2025 года в Астане на встрече президентов Касыма-Жомарта Токаева и Ильхама Алиева, создает для Казахстана реальные, а не только теоретические предпосылки для открытия новых экспортных направлений в страны Южного Кавказа и на рынки Ближнего Востока. Решение встроено в более широкий процесс перестройки транспортной архитектуры Евразии и развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (Среднего коридора), где Азербайджан выступает ключевым логистическим звеном. Конкретный экономический эффект уже проявился в зерновом секторе. В ноябре 2025 года Казахстан впервые за 30 лет направил в Армению партию продовольственной пшеницы: поезд из 15 вагонов с объемом порядка 1 тыс. тонн прошел по новому маршруту через Россию, Азербайджан и Грузию . На базе этих поставок сформирован долгосрочный формат. Национальный зерновой оператор заключил договор о сотрудничестве с армянскими импортерами и выразил готовность обеспечивать ежемесячные поставки в объеме 15–20 тыс. тонн продовольственного зерна, в том числе пшеницы 4 класса для производства муки и комбикормов . Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан прямо увязывает возобновление транзита через Азербайджан с открытием нового экспортного направления в страны Южного Кавказа и Ближнего Востока и подчеркивает планы по наращиванию объемов и расширению номенклатуры продовольственных товаров, идущих в Армению. Эти изменения накладываются на уже идущий рост грузопотоков по Среднему коридору. Объем перевозок по Транскаспийскому маршруту достиг 4,5 млн тонн с ростом на 62% за год, при дополнительном увеличении на 2% в текущем году, где в качестве целевого ориентира обозначен выход на показатель в 10 млн тонн в год . Казахстан и Азербайджан параллельно развивают инфраструктуру коридора, чему подтверждением является процесс обсуждения по созданию новой транскаспийской паромной системы, строительству контейнерного хаба в Актау, развитию грузового терминала в порту Алят . На энергетическом направлении через Азербайджан уже проходит почти 1,5 млн тонн казахстанской нефти по маршруту Баку – Тбилиси – Джейхан с заявленными планами существенного увеличения транзита, а также поставляется урановая продукция . Дополнительно Казахстан предложил расширить экспортную корзину с Азербайджаном, включив агропромышленную продукцию с общим потенциальным объемом около 14,5 млн тонн (зерновые, масличные, мука, растительные масла, картофель). Товарооборот только за январь – август 2025 года достиг 343,3 млн долл. США при экспорте из Казахстана в 290,8 млн долл. США . В совокупности это формирует грузовую базу, достаточную для устойчивой загрузки маршрутов через Южный Кавказ и их последующего продолжения в сторону Турции и ближневосточных портов.
Дальнейшее развитие Среднего и Зангезурского коридоров позволит странам Центральной Азии диверсифицировать экспортные пути, посредством сокращения времени и стоимости доставки, снижения зависимости от традиционных северных направлений и укрепления связей с Турцией, ЕС и Китаем. Для Казахстана это означает возможность системного расширения экспортных каналов для зерна, продуктов переработки, металлургической, энергетической и другой продукции с использованием Южного Кавказа как транзитно-логистического узла и «моста» к рынкам Ближнего Востока. Вместе с тем реализация данного потенциала требует продолжения работы по устранению инфраструктурных «узких мест», согласованию единого долгосрочного тарифного коридора и поддержанию стабильной политической обстановки на Южном Кавказе. Таким образом, на основании имеющихся данных можно сделать обоснованный вывод, что возобновление транзита через Азербайджан и снятие ограничений на перевозку грузов в направлении Армении уже сейчас приводит к открытию новых экспортных возможностей для Казахстана в Южном Кавказе и создает материальную основу для дальнейшего выхода на рынки Ближнего Востока. Масштаб их реализации будет зависеть от того, насколько последовательно Казахстан и страны-партнеры смогут закрепить достигнутые договоренности инфраструктурными, тарифными и институциональными решениями.
Просмотров: 17 |
| Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|