Развитие сельских территорий: ключевые результаты и новые возможности

25.11.2025

В Казахстане в последние годы значительно усилилось внимание к развитию сельских территорий, созданию условий для повышения качества жизни сельчан и роста их доходов.


Благодаря реализуемым мерам и активности местных исполнительных органов наблюдается устойчивая положительная динамика ключевых социально-экономических показателей.

Так, численность населения в селах с высоким потенциалом развития увеличилась на 320 тыс. человек с 6,6 млн в 2019 году до 6,9 млн в 2025 году.

Объём инвестиций в основной капитал сельского хозяйства также демонстрирует уверенный рост с 494,9 млрд тенге в 2019 году до 737,9 млрд тенге к 2025 году.

Существенным стимулом для развития сельской экономики стало внедрение IV уровня бюджета, который усилил заинтересованность сельских акимов в расширении налоговой базы и поддержке предпринимательской активности, поскольку доходная часть бюджета сельского округа формируется из восьми видов налогов, сборов и платежей (ИПН; налоги на имущество, землю и транспорт; плата за наружную рекламу; ЕЗН; земельные платежи и др.). То есть чем активнее развивается бизнес, тем устойчивее финансовая база сельского округа.

Показательно, что число крестьянских и фермерских хозяйств выросло с 221,2 тыс. в 2019 году до 271,3 тыс. в 2025 году. Наряду с этим выросли и налоговые поступления: 2022 год 6,4 млрд тг; 2023 год 10,1 млрд тг; 2024 год 14,6 млрд тг.

В целом за период 2018-2024 гг. в бюджеты сельских округов поступило 353,2 млрд тенге, при этом ежегодные поступления увеличились на 248,4% - с 32,2 млрд в 2018 году до 112,2 млрд в 2024 году.

Полагаем, что показатели подтверждают: ведется целенаправленная работа по развитию малого и среднего бизнеса, созданию условий для расширения услуг, обеспечению занятости и повышению эффективности бюджетного администрирования.

Вместе с тем в настоящее время государством прорабатываются дополнительные полномочия, которые позволят сельским акимам еще эффективнее решать вопросы на местах и улучшать качество обслуживания населения. Среди таких мер:

  • введение права нанимать работников по трудовому договору с оплатой по сдельной системе (механизатор, сварщик, сантехник, электрик, кровельщик, юрист, бухгалтер и др.), что позволит оперативно решать бытовые и технические задачи в сельских округах;

  • предоставление возможности приобретать специальную технику и сельхозмашины для оказания различных услуг жителям и субъектам МСБ;

  • расширение функционала аппарата сельского акима, включая:

    • мониторинг уличной торговли;

    • контроль за внешним оформлением общественных пространств;

    • надзор за состоянием детских и спортивных площадок;

    • оказание платных услуг (уборка территорий, мелкий ремонт, обслуживание техники и др.).

Однако наряду с предлагаемыми нововведениями, направленными на расширение полномочий акимов сельских округов, особого внимания требует развитие кооперации крестьянских и фермерских хозяйств.

Кроме того, акимам необходимо усиливать работу по повышению правовой, финансовой и предпринимательской грамотности сельчан. Консультационная поддержка, приглашение специалистов, разъясняющих действующие программы государственной помощи, обучение мерам поддержки МСБ и агробизнеса позволяют существенно повысить вовлечённость населения сельских территорий в экономическую активность и снизить риски неэффективного управления хозяйствами.

Комплексная поддержка кооперации и повышение компетентности жителей сельских округов обеспечат более устойчивое развитие МСБ, расширение переработки сельхозпродукции и в конечном итоге усилят социально-экономический потенциал сельских территорий.


Динара Мукушева

заместитель директора Центра региональных исследований и качества жизни



Просмотров: 11
Сохранено: 25.11.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!